Падения – одна из основных причин всех несчастных случаев детей со смертельным исходом. Самый высокий уровень смертности вследствие падений приходится на первый год жизни. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет. Пиковые часы падений дома приходятся на время приема пищи, 40% случаев падений происходит между 16 и 20 часами.
Грудные дети чаще падают с мебели: с пеленальных столов, с кроватей, с диванов, выпадают из колясок или в результате того, что их роняют. Потенциально опасным предметом для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев считаются детские ходунки – почти 80% несчастных случаев связано с падением детей на ходунках со ступенек. Дети в возрасте 1-3 года чаще падают с лестницы или со ступенек, из окон, с игрового оборудования. Дети дошкольного возраста часто травмируются при падении с горок, качелей, других детских сооружений, падают с велосипедов, ударяются о столы, батареи, двери. Дети более старшего возраста чаще падают с высоты: с крыш, балконов, с деревьев и пр.
По данным ВОЗ гибель детей чаще всего наступает в результате травм, а не заболеваний. В Европейском регионе падения занимают восьмое место среди главных причин смерти детей от 0 до 14 лет. Ежегодно три миллиона (один из десяти детей) проходят лечение в кабинетах неотложной помощи с диагнозом «несчастный случай при падении». Падения – частая причина инвалидности в результате травм с тяжелыми последствиями для здоровья, что снижает качество жизни, препятствует выбору многих профессий. У 60% детей после сотрясения мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики снижения зрения, слуха, частых головных болей, бессонницы, ухудшения памяти.
Факторы риска: возраст ребенка, уровень развития; среда; тип падения (с одного уровня на другой – с двухярусных кроватей, с оборудования на игровых площадках); высота и обстоятельства падения.
Уважаемые родители! Учитывайте особенности развития и поведения ребенка!
Причинами падения ребенка может стать:
– отсутствие знаний об окружающей обстановке;
– недостаточное развитие простейших двигательных навыков;
– стремление ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность;
– стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых;
– нахождение в стадии становления основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье);
– неумение детей школьного возраста предвидеть последствия своих поступков, расторможенность, непоседливость, азарт, драчливость, агрессивность;
– неумение сориентироваться в окружающей обстановке;
Каждый год от падений с высоты гибнут дети. Будьте бдительны!