Управление образования: об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях города

Дата публикации: 22.09.2015

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней, оказание своевременной и квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с целью их оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество относится к приоритетным направлениям функционирования и развития муниципальной системы образования.

В дошкольном образовательном пространстве города функционирует 36 детских садов, подведомственных управлению образования, из них в 19 дошкольных образовательных учреждениях созданы группы компенсирующей направленности для всех категорий детей с ограниченными возможностями  здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и ДЦП, тяжелыми нарушениями речи).

В детском саду «Колокольчик» обучается 271 воспитанник. В образовательном учреждении организована работа трех групп компенсирующей направленности: одна группа - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП,  две группы - для детей с тяжелыми нарушениями речи. В детском саду созданы следующие условия: вход в группу оборудован пандусами, поручнями; мебель и специальные игрушки отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей. Для передвижения детей используются: коляски, ходунки, поручни, ручки-скобки. Для оздоровления воспитанников, организации образовательного процесса и коррекционной помощи оборудованы: логопедические кабинеты, кабинет педагога-психолога, медицинский блок, сауна, бассейн. С воспитанниками работают медицинские сестры по массажу, физио-процедурам и лечебной физкультуре.

В детском саду «Одуванчик» всего обучается 284 воспитанника, в том числе 43 ребенка с ОВЗ. В образовательном учреждении организована работа четырех групп компенсирующей направленности: одна группа для детей с нарушением зрения; одна - для детей с нарушением слуха; две группы  для детей с тяжелыми нарушениями речи. В детском саду создана доступная среда для организации образовательного процесса, которая включает специально оборудованные группы для воспитанников, логопедические и дефектологические кабинеты, кабинет педагога-психолога. С воспитанниками работают учителя - логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) оснащён специальными техническими средствами, звукоусиливающей аппаратурой. Для детей с нарушениями зрения кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога) оснащён оптическими средствами различного вида: лупами, очками, тактильным панно, вертикальными подставками для чтения и письма, монохромной учебной доской зелёного цвета, дополнительным освещением.

В детском саду «Парус» всего обучается 67 воспитанников – все дети с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду работает шесть групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, в том числе функционирует одна группа кратковременного пребывания для детей с несколькими нарушениями в развитии. С детьми работают педагоги имеющие дефектологическое образование.

В детском саду «Тополек» всего обучается 156 воспитанников – все дети с тяжелыми нарушениями речи. В каждой из 11 групп работает учитель-логопед.

На базе еще 15  дошкольных учреждений организована работа 26 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которых обучается 362 воспитанника. Во всех этих учреждениях кабинеты учителей-логопедов оснащены различными материалами для развития мелкой моторики рук, материалами для дыхательной и артикуляционной гимнастики,  различными дидактическими материалами для речевого развития (таблицы, рисунки, зеркала и т.д.).

Выпускники детских садов с ограниченными возможностями здоровья продолжают образование в общеобразовательных учреждениях.

В шести школах города (лицеи №24, №11, «Центр образования», школы №9, №15, №21) реализуется государственная программа «Доступная среда».

В образовательных учреждениях проведена работа по созданию архитектурной доступности зданий: установлены съемные и стационарные пандусы, поручни, оборудованы санузлы, расширены дверные проемы.

Приобретено специальное оборудование: специализированные мобильные рабочие места для слабовидящих учащихся, специализированные мобильные рабочие места для слабослышащих учащихся, оборудование сенсорных комнат, оборудование  кабинета охраны и развития  остаточного зрения.

В 2015-2016 учебном году 34 детям с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата в школах предоставлена возможность получения  инклюзивного образования.

В 2015-2016 учебном году в десяти общеобразовательных учреждениях города осуществляется обучение на дому 17 детей с ОВЗ.

Для детей, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний, организуется  дистанционное образование. За последние три года управлением образования Волгодонска в систему дистанционного образования включены 15 детей.

Кроме учреждений, подведомственных управлению образования Волгодонска, на территории города функционируют государственные казенные специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП) и VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Зачисление детей школьного возраста в указанные образовательные учреждения осуществляется на основании заключения городской психолого-медико - педагогической комиссией.

Дети с ОВЗ имеют возможность получать дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования города. Так, например в 2015 -2016 учебном году в МБУДО «Центр детского творчества» в 9 кружках дополнительное образование получают 219 детей с ограниченными возможностями здоровья (лепка, бисероплетение, аппликации из соломки и т.д.).

На базе МБУДО «Центр «Радуга» обучается  17 детей с ОВЗ по программам:

- «Верные друзья», направленной на организацию взаимодействия ребенка-инвалида со специально подготовленными собаками;

- «Музыка добра», направленной на развитие личности ребенка средствами музыкального искусства;

- «Кисточка волшебника», направленной  на развитие ребенка посредством художественного творчества.

В СДЮСШОР №3 г.Волгодонска открыто отделение адаптивного спорта (плавание) для детей с ОВЗ, где занимаются плаванием 86 детей.

Количество просмотров: 874