Год у власти. Андрей Иванов подвел итоги деятельности на посту главы администрации города Волгодонска

Дата публикации: 04.04.2016

Чтобы ответить на самые актуальные вопросы, он провел две пресс-конференции – для журналистов областных и местных СМИ, а также встретился с городской общественностью.

Волгодонск: не только удержал, но и укрепил позиции

Отработав в качестве главы администрации города Волгодонска год, с точки зрения приобретенного опыта, уже могу сказать, чего удалось за это время достигнуть, и какие планы намечены. Как только я получил представление о потенциале, которым обладает город – производственном, социальном, кадровом - мы договорились с коллегами, что во всех конкурсах и рейтингах, где участвует Волгодонск, любое место ниже третьего для нас не является приемлемым. Подводя итоги 2015 года, могу сказать: мы это слово сдержали.

Город подтверждает, что он не только самый молодой, но и самый спортивный. У нас – первое место в области по организации работы по физической культуре и спорту. Дважды Волгодонск становился победителем Спартакиады Дона и намерен удержать лидерство и в этом году. 14 и 15 мая мы принимаем зональный этап Спартакиды, Волгодонск выставляет сильнейшую команду из 74 спортсменов – мы настроены на победу.  

По итогам молодежной политики: с пятого места поднялись на третье. В тройке лидеров в разрезе городских округов – наше здравоохранение, культура, сеть МФЦ. Мы первые по безопасности жизнедеятельности населения, по управлению финансово-бюджетным процессом. Сохраняем ведущие позиции в сфере образования, второй год удерживая за собой первое место в области.

В новых условиях экономика Волгодонска диверсифицирована и устойчива. По уровню среднемесячной заработной платы и обороту розничной торговли, объему инвестиций на душу населения мы занимаем вторую строчку рейтинговых таблиц. Многие предприятия в 2015 году продемонстрировали хорошую динамику роста, в том числе – энергетики. Одной из главных побед, безусловно, стал досрочный пуск в эксплуатацию третьего энергоблока РоАЭС. Очень значимо достижение наших машиностроителей: после 30-летнего перерыва Атоммаш отгрузил первый корпус реактора на Белорусскую АЭС. Наши мебельные предприятия показали хороший результат по итогам производственной деятельности.

В 2015 году мы построили и ввели в эксплуатацию 83,98 тысяч квадратных метров жилья, более 16 км внутриквартального освещения, капитально отремонтировали шесть дорог, в том числе – улицу равных возможностей. Многодетным семьям выделили 131 участок под индивидуальное строительство, «обнулили» очередь в детские сады в возрастной категории от 3-х до 7-ми лет. В активе города – обновленные парк «Победа», дворец культуры «Октябрь», детский сад «Жемчужинка», стадион «Труд».

Прекрасно понимаем, что трудно  не только добиваться высот, сложнее их удерживать. Нам есть куда стремиться и прикладывать свои силы.

Кадры: главная задача – эффективная работа аппарата администрации

Структура администрации города претерпела изменения. Штатная численность сокращена на 18 человек. Будем продолжать оптимизацию, но без потери качества работы. Нельзя подходить к решению этой задачи чисто арифметически: мы должны развивать стратегически важные направления. К примеру, возникла реальная необходимость в создании сектора по инвестиционной политике. На конкурсной основе - и это тоже новация – мы подобрали специалистов, и теперь будем смотреть, какие результаты они покажут. Возможно, потребуется и дальше развивать это направление.

Самая главная моя задача – заставить эффективно работать аппарат администрации. Не всегда все получается. У нас достаточное количество двоечников. С кем-то из них, вероятно, придется расставаться. Ведь когда методы убеждения заканчиваются, наступает пора применения других методов. Опять-таки на конкурсной основе будем подбирать специалистов. На мой взгляд, эта процедура не только прозрачна и понятна, но и хороша элементом состязательности, возможностью проверить претендентов на стрессоустойчивость и  коммуникативность.

Инвестиции: создаем благоприятные условия для бизнеса

Волгодонск обладает хорошим инвестиционным потенциалом. И на сегодняшний день мы активно работаем над укреплением международного сотрудничества: заключили побратимский договор с китайским городом Сучжоу и уже ведем переговоры о возможных инвестиционных проектах.

Экономическая ситуация такова, что наши китайские партнёры верно понимают сложившиеся тренды: с учетом курсовой разницы сегодня интересно не столько завозить в нашу страну продукцию, сколько размещать здесь производство. И Волгодонск в этом плане имеет очень серьезные стартовые позиции, учитывая наш положительный энергобаланс.

Во второй половине мая мы ожидаем визит делегации из провинции Аньхой. Но первый потенциальный инвестор в Волгодонске уже побывал, осмотрел инвестиционные площадки в промзоне города. Мы обеспечили его информацией о стоимости тарифов, возможностях технологических подключений.  Теперь ему нужно время, чтобы определиться с объемами и рентабельностью производства. Нам это проект будет представлен для оценки, в первую очередь, в части экологического воздействия. Инвестор заверил, что готов подстраиваться под требования нашего законодательства.

Говоря об экономической привлекательности, мы ведем речь не только о зарубежных инвестициях, но и о создании в Волгодонске комфортных условий. В Год благоустройства одной из приоритетных задач является восстановление сквера «Дружба»: в 2015 мы выполнили там освещение, тем самым, «подсветив» себе фронт работ. Планируем сделать «Дружбу» экосквером – с использованием вторсырья для устройства площадок и дорожек. Проект послужит реальным примером того, как материалам, загрязняющим окружающую среду, дать вторую жизнь. К работе будем подключать молодежь, бизнес, жителей. Сегодня рассматриваем интересное предложение об установке всесезонного колеса обозрения на территории сквера – естественно, за счет инвестора. Также продолжаем прорабатывать вопрос о строительстве крытого аквапарка, понимая, что подобный объект будет востребован волгодонцами и гостями города.

В контексте создания комфортной среды хочу затронуть тему капитального ремонта дорог, по поводу которой было немало критики: да, я взял на себя огромную ответственность – согласился осваивать 65 млн. рублей в конце года. Но эти деньги мы получили из области без копейки муниципального софинансирования. Есть определенные огрехи в работе подрядчика, но все они будут  устранены в рамках гарантийных обязательств, без привлечения бюджетных средств. Разве это  - не инвестиции в инфраструктуру города? Троллейбусы, приобретенные за 104 млн.рублей - не инвестиции? Много спорили, чьи это деньги и чей подарок. Хотелось бы прекратить подобные инсинуации: у нас есть рамочное соглашение с Росатомом, из которого следует, что в случае, если атомная станция выплачивает больше налогов, чем за отчетную дату, коллегиально рассматривается, как эти средства расходовать. Мы доказали (и губернатор идею поддержал), что юбилей города Волгодонска нужно отметить значимым подарком – обновлением транспорта. Деньги из областного бюджета были выделены. И это решение, согласованное с РоАЭС, принял губернатор.

Донбиотех - в сотне губернаторских проектов

Мы находимся в постоянном диалоге с нашим инвестором. В 2015 году по данному проекту освоено 3 006 млн.рублей инвестиций и 21 млн.рублей - уже в этом году. Они, что называется, «вышли из земли», начинают монтаж оборудования. Есть некоторое отставание от графика, так как были определенные сложности с немецкими партнерами. Запуск объекта в эксплуатацию намечен на 2017 год.

Но, прежде чем запустить завод, мы должны отработать вопрос государственно-частного партнерства по строительству транспортной развязки в Красном Яру. Прекрасно понимаем, что эта проблема может стать «гордиевым узлом», если мы не решим ее до момента запуска завода. Есть эскизный проект по обустройству развязки. За счет средств инвестора должен быть подготовлен соответствующий проект. Это вопрос мы выносим на ближайшее заседание инвестиционного совета для всестороннего обсуждения.  

Волгодонск как центр восточной агломерации

Волгодонск является сердцем восточной агломерации. Все близлежащие районы в радиусе 100 километров от города, имеют к нему непосредственное отношение. Наши медицинские учреждения работают на весь восток области, почти половина из 10 тысяч студентов средне-специальных и высших учебных заведений – иногородние. МФЦ оказывает услуги по принципу экстерриториальности.

Сегодня нам крайне необходимо расширять рекреационные возможности: развивать сервис, торговую и гостиничную инфраструктуру. Являясь центром делового туризма, Волгодонск принимает многочисленные делегации, и эти визиты проходят с соответствующим культурным сопровождением. Город у нас молодой, но даже его 65-летняя история насыщена интереснейшими событиями. А еще одной точкой притяжения может стать создание винного кластера: я готов всячески содействовать реализации этой идеи. Донские виноделы собираются в Новочеркасске, где традиционно проходит праздник винограда, но думаю, что мы найдем возможность привлечь их и в Волгодонск.

Переработка мусора: все ближе к цивилизации

В области будет осуществляться строительство 8 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Один из этих МОЭКов появится и  у нас на территории Волгодонского района. Говорить о том, что это трагедия, я бы не стал. Трагедия  - это когда мы сваливаем мусор, и он у нас горит периодически. А когда появляется нормальный отходоперерабатывающий комплекс, то это нормальная мировая практика. На сегодняшний день наш МОЭК – в предстартовом состоянии.

У нас есть проект, который мы сделали за средства Ростовской атомной станции. Часть этих средств мы потратили на проектирование и на государственную экспертизу. Часть - осталась. На сегодняшний день мы рассматриваем вопрос взаимодействия с инвестором, который вложится в оборудование и строительство. Вполне возможно привлечение инвестора из Венгрии, Региональная корпорация развития проявила к этому делу интерес, что лишний раз свидетельствует об инвестиционной привлекательности города. Я думаю, к концу года – и такое поручение губернатора у нас есть - мы сможем не только сказать, с кем мы будем осуществлять это проект, но и сделаем первые шаги по его реализации. Во избежание искусственного нагнетания темы сразу обращаю внимание общественности - строительство комплекса не  начнется без самой тщательной экологической экспертизы. 

Транспортная доступность города - первые подвижки

В прошлом году, будучи почетным гостем на юбилее города, Василий Юрьевич Голубев вновь поднимал вопрос о необходимости строительства в Волгодонске третьего мостового перехода и сказал, что эта задача на предстоящую губернаторскую пятилетку. У нас разработана проектно-сметная документация, на возведение объекта требуется 6,5 млрд.рублей – в ценах 2013 года. Безусловно, самостоятельно мы его не потянем. Учитывая экономическую ситуацию и предстоящее проведение в Ростовской области одного из этапов Чемпионата мира по футболу, реально возвратиться к этой теме мы можем в 2018 году - после реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство аэропорта «Южный» и спортивной арены на левом берегу Дона.

Безусловно, мы понимаем, что самой большой проблемой города является его транспортная изолированность. Пока преждевременно рассчитывать на восстановление аэропорта, хотя в перспективе это возможно – в рамках программы развития малой авиации в России. Очень сложен вопрос взаимоотношений с РАО «РЖД». Относительно каждого убыточного проекта монополист говорит – кто возместит выпадающие доходы? Регион? Муниципалитет? На уровне областного Министерства транспорта мы постоянно обозначаем проблему отсутствия железнодорожного сообщения, и будем пытаться вывести ее на федеральный уровень, чтобы все-таки сложить экономику этого процесса совместно с РЖД.

Что реально на сегодняшний день, так это реконструкция автодороги Ростов-Волгодонск. Областное правительство выделяет 100 млн.рублей на капитальный ремонт трассы с заменой основания. Реконструироваться она будет участками. Полагаю, что и дальше Минтранс будет финансировать этот объект примерно в тех же объемах, и за ближайшие 3-4 года эту дорогу приведут в порядок. При этом верным решением станет установление пунктов весового контроля. Иначе никаких денег не хватит, чтобы поддерживать дорогу в нормальном состоянии.

Отопление: нужно создавать конкурентную среду

В 2017-2018 году завершится реконструкция ветки газопровода Волгодонск-Шахты, и на это событие мы возлагаем большие надежды. Сегодня нас сдерживают ограниченные газовые лимиты – эта одна из проблем, которая тормозит развитие городской инфраструктуры. Наши застройщики охотно бы шли на оборудование домов автономными котельными, предусматривая их еще на этапе проектирования, вместо того, чтобы изыскивать  возможности по технологическому присоединению к мощностям монополиста - ЛУКОЙЛа.

Нужно создавать конкурентную среду, и это - стратегическая задача региона. На  недавнем совещании в области, где присутствовал заместитель председателя правления Газпрома Виктор Зубков, данный вопрос поднимался. Перспективы вполне реальные.

Об экономической выгоде можно судить хотя бы примеру наших муниципальных образований. В прошлом году мы запустили детский сад «Жемчужинка», оборудованный своим собственным тепловым пунктом. В сравнении с типовым детским садом с центральным отоплением «Жемчужинка» в среднем за месяц затратила на тепло и горячую воду на 58 тысяч рублей меньше. За шесть месяцев отопительного сезона экономия составит более 300 тысяч рублей – немалые деньги для бюджетного учреждения.

Это касается и жилого фонда. У нас есть примеры, когда ТСЖ вполне осознанно шли на переоборудование и начинали отапливаться автономно. ЛУКОЙЛ не может не видеть очевидной тенденции – переориентации рынка на другие источники теплоснабжения. Есть надежда, что это вынудит монополиста искать принципиально иные инструменты диалога с потребителями, в первую очередь – жителями многоквартирных домов. Это не значит, что мы не будем вести переговоров до этого момента. По окончании отопительного сезона обязательно проведем его предметный анализ. И поработаем в части сравнительной базы - насколько обоснованы затраты наших жителей, чтобы в следующем году не наступать на те же самые грабли. 

Электроэнергия: в пределах соцнормы - дешевле

Все мы помним о непростой судьбе  нашей атомной станции на этапе ее строительства. На тот момент, когда ее расконсервировали, жителям много чего обещали – мол, поддержите и все для вас будет очень дешево, почти задаром. Политические обещания так обещаниями и остались. 2016 год – предвыборный. Мы уже вступили в этот процесс, и некоторые политики уже начинают использовать те или иные информационные поводы, в том числе, один из самых наболевших для волгодонцев - тарифы на электроэнергию. Сейчас снова начнут обещать: проголосуйте за меня, а я верну вам 30-километровую зону. Предостерегаю сразу от подобных политических спекуляций. Давайте говорить честно: в классическом понимании 30-километровая зона, наверное, уже не вернется. Но есть другие варианты для обсуждения – в рамках действующего законодательства.

Ростовская область одна из первых вступила в пилотный проект по внедрению социальной нормы на электроэнергию. И когда мы говорим «дорого», то подразумеваем сверхнормативный тариф - 4,90 за киловатт-час. Он действительно несколько превышает тарифы, установленные в других субъектах. Однако тариф в пределах соцнормы – 3,50 киловатт-час, действующий в нашем регионе, является самым низким в Южном федеральном округе.  И вот здесь важно отметить, что 80% жителей области, в том числе и Волгодонска, в социальную норму укладываются.

Можно вести разговор об увеличении социальной нормы для прилегающих территорий либо конкретных муниципальных образований. Но такое решение приведет к определенным выпадающим доходам. Они должны будут компенсироваться, по всей видимости, из областного бюджета – предмет для обсуждения в рамках соглашения с Росэнергоатомом. Другой вопрос, что это не является приоритетом, так как первоочередной мы все-таки считаем проблему строительства водозабора, решить которую хотим за счет атомных денег. Я думаю, жители Волгодонска меня в этом поддержат – бесперебойное водоснабжение нам все-таки сегодня  нужнее.

Тем не менее, есть намерение выработать единый системный подход в части того, чтобы тарифы на электроэнергию на территории Ростовской области не росли опережающими темпами – соответствующий запрос был мною направлен в РСТ.

Альтернативный источник водоснабжения – водозабор на реке Дон

В прошлом году мы провели ряд компенсационных мероприятий по линии Водоканала, направленных на улучшение водоснабжения города: отремонтировали плавучую насосную станцию, нарастили трубопроводы,  установили новое оборудование, работа которого уже положительно сказалась на экономике предприятия.

Продолжаем работу по приобретению в муниципальную собственность резервного водозабора, расположенного на реке Дон. Сложность в том, что предприятие, у которого АЭМ-технологии приобретали объект, не может найти комплект документов для подтверждения собственности. То есть правовой статус объекта не совсем понятен. Заседание в арбитражном суде по этому вопросу перенеслось на середину апреля. Конечно, можно признать водозабор бесхозяйным и со временем обрести его в муниципальную собственность, но этот путь юридически сложен и затратен по времени – процесс займет порядка полутора лет. Нас это точно не устраивает.

Между губернатором и руководителем Росатома достигнуто соглашение о том, что водозабор должен быть передан городу не позднее III квартала этого года. Почему такой срок себе ставим? Чтобы успеть к формированию бюджета-2017. Получая объект в собственность, мы сможем заложить средства на разработку ПСД. То есть на сегодняшний день перед нами стоит задача – забрать водозабор на баланс города любым способом. Даже если это потребует определенных затрат со стороны муниципалитета. Есть договоренность с АЭМ-технологиями, что ровно на эту же сумму (не меньше) они окажут соответствующую помощь нашим социальным учреждениям - школе или детскому саду, чтобы налогоплательщики города ни в коей мере не пострадали.     

Стоимость проекта по восстановлению водозабора – более 600 млн. рублей. Без участия серьезного инвестора мы эту задачу не решим. На сегодняшний день есть предварительная договоренность с Росэнергоатомом, чтобы в рамках нашего соглашения налоги, поступающие в консолидированный бюджет области, были направлены на восстановление водного хозяйства Волгодонска. 

Оздоровление Цимлянского моря: о комплексе программных мероприятий  

Маловодие - это беда не только Цимлянского водохранилища и бассейна реки Дон, но всей европейской части России. Волга, куда более полноводная, сегодня также переживает не лучшие времена. На обмеление повлиял целый ряд факторов: глобальные климатические изменения, неэффективное водопользование  на протяжении многих лет - ведь не секрет, что в истории нашей страны был сложный период, когда этим никто не занимался.

Проблемой обмеления Цимлы озабочен не только муниципалитет, она находится на контроле у руководства Ростовской области и правительства Российской Федерации. Вы знаете, что в сентябре наш губернатор обратился к президенту страны в рамках его визита в Ростовскую область. Владимир Владимирович дал соответствующие поручения. На сегодняшний день на федеральном уровне разрабатывается комплекс программных мероприятий по оздоровлению водохранилища. Одно из них – строительство Багаевского гидроузла. Общеизвестно, что сброс воды связан с интенсивной навигацией. Тогда как строительство низконапорного гидроузла даст возможность меньше сбрасывать воду из Цимлы для обеспечения необходимого уровня прохождения судов. Вместе с тем, строительство этого объекта - предмет для очень серьезного анализа экспертов. Губернатор дал поручение без детальной экологической экспертизы к реализации проекта не приступать.

Что касается строительства очистных сооружений ливневой канализации - это не менее важный пункт программных мероприятий. Из семи выпусков «ливневки» новой части города только один оборудован очистными, да и те фактически не выполняют своей функции. Строительство новых очистных сооружений, безусловно, решит проблему загрязнения моря стоками, однако стоимость комплекса работ - порядка 1 255 млн.рублей. В этом году в местном бюджете предусмотрено 4,5 млн.рублей, которые мы направим на разработку проектной документации на строительство очистных на выпуске ВК-2. Также город профинансирует гидропромывку «ливневки» в районе вокзала  - это решит проблему подтопления привокзальной площади.

Резюмирую:  задачу оздоровления моря мы не решим без четкой позиции федерального центра и без его финансового участия. Поэтому одна из встреч экспертного совета – и мы с губернатором об этом говорили – должна пройти в Волгодонске. Приблизить этот диалог к жителям, сделать его доступным и понятным, считаю важным и нужным. Еще раз напомню, что в сентябре нам предстоит выбирать депутатов Государственной Думы, и сегодня появилось очень много спасителей Цимлянского моря. А вот тех, кто может сделать это реально, не так много. Почему губернатор и проникся этой идеей – провести такую встречу в Волгодонске – чтобы мы, в конце концов, увидели людей, которые реально занимаются данной проблемой, а не просто говорят.

Год благоустройства: объединиться для общего дела

За год, проведенный в Волгодонске, у меня сложились хорошие впечатления – о городе и людях, в нем проживающих. Сегодня очень многие муниципальные образования страдают тем, что населению в большинстве своем все равно, что творится в пределах их малой Родины, поселка, двора. Совершенно иная ситуация в Волгодонске. И в прошлом году, в рамках празднования 65-летнего юбилея, мы в этом убедились: людям, которые строили город и помнят его, что называется, «с пеленок», их детям и внукам абсолютно точно небезразлична его судьба. Это объединяет, рождает чувство ответственности за будущее территории.

И сегодня, объявив Год благоустройства, наша задача - консолидировать волгодонцев для совместной работы. Все мы прекрасно понимаем, что в городе есть немало проблем. Но в очередной раз хочу подчеркнуть: если нам не удастся сподвигнуть к общему делу благоустройства горожан, то никаких денег и никаких административных полномочий не хватит, чтобы преобразить городскую среду. Волгодонск станет городом комфортного проживания только при условии нашей общей в этом заинтересованности.   

 

Количество просмотров: 1838