Анализ обращений граждан поступивших в отдел потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав потребителей по вопросам защиты прав потребителей за 1 полугодие 2016 года

Дата публикации: 23.08.2016

В целях обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в городе Волгодонске, в рамках исполнения мероприятий подпрограммы «Защита прав потребителей в городе Волгодонске» отдел потребительского рынка проводит работу по рассмотрению обращений граждан.

Организована работа телефона «горячей линии» 26-06-07, куда граждане обращаются за консультациями с различными вопросами, касающимися торговли, бытовых услуг, услуг общественного питания.

В первом полугодии 2016 года по телефону «горячей линии» получили консультации 163 потребителя, что на 19% больше чем в прошлом году. Большинство задаваемых вопросов (70%) связано с обменом или возвратом товаров, в которых были обнаружены недостатки, 17% консультаций предоставлено по вопросам связанными с оказанием услуг по установке металлопластиковых изделий, изготовлению мебели и прочим.

К сожалению, граждане обращаются не только за консультациями и разъяснениями по применению законодательства о защите прав потребителей. Также в отдел поступают жалобы на нарушение потребительских прав. За 1 полугодие рассмотрено 37 заявлений от потребителей, права которых были нарушены. В основном это обращения, связанные с отказом продавцов (исполнителей) в удовлетворении законных требований потребителей. В результате рассмотрения таких заявлений в                26 случаях потребительские споры были решены положительно в досудебном порядке в пользу граждан, 6-ти потребителям оказана помощь в составлении исковых заявлений в суд, по 5-ти обращениям предоставлены разъяснения.

В целях обеспечения доступности получения бесплатной правовой помощи потребителям, отделом потребительского рынка проводится работа по составлению  претензий к продавцам, исполнителям услуг, исковых заявлений в суд. За 6 месяцев текущего года составлено 38 претензий от имени потребителей, из которых 34 были удовлетворены в добровольном порядке, на общую сумму 520 тыс.руб.

Из 6-ти составленных исковых заявлений - по двум исковым заявлениям были вынесены решения суда в пользу потребителей на сумму 120 тыс.руб., по одному иску заключено мировое соглашение, по которому потребителю выплачена сумма в размере 8,5 тыс.руб. Три исковых заявления находятся в стадии рассмотрения.

Участились случаи обращений, связанные с навязыванием покупки дорогостоящего фильтра очистки воды. Продавцы–консультанты по продаже таких фильтров приходят к потребителям непосредственно домой, с предложением проверить качество питьевой воды. Результаты проверки показывают, что якобы вода опасна для употребления, но проблему можно решить, приобретя  «чудо – фильтр» стоимостью более 60 тысяч рублей. А в случае отсутствия денежных средств у потребителя, фирма предлагает оформить кредит. Тут же в процессе давления консультанта на потребителя  происходит процедура по установке фильтра. В результате психологического воздействия покупатель подписывает все документы на приобретение фильтра.

Как правило, потребитель осознает всю произошедшею ситуацию только после ухода так называемых «продавцов». Изучает документы на товар, подписанный договор, в содержании которого четко прописано, что расторгнуть договор купли-продажи можно только при оплате неустойки продавцу.

Во избежание подобных ситуаций рекомендуем не допускать в свою квартиру или дом посторонних людей, которые Вам предлагают услуги по проведению экспертизы или проверки качества воды. Если все-таки договор заключен, и Вы намерены его расторгнуть, необходимо обращаться с письменной претензией к продавцу, срок рассмотрения претензии составляет 10 дней, если по истечении этого времени законные требования потребителя не удовлетворены, то следующим шагом в защиту своих потребительских прав должно быть обращение с исковым заявлением в суд.

Возникают сложности у потребителей и с покупкой мебели в ряде магазинов города. В частности, эти сложности связаны с недобросовестностью фирмы по продаже мебели. Неоднократно поступают жалобы от граждан, на то, что:

- нарушаются сроки поставки предварительно оплаченной мебели;

- продавец отказывается отвечать за возникшие недостатки товара;

- поставленный товар не соответствует выставочному образцу;

- при возврате товара, замене или проведении проверки качества товара обязанности по доставке товара возлагаются на потребителя.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»  потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков имеет право на замену, ремонт, уценку товара или возврат денежных средств за него.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5-ти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности продавцом доставка и (или) возврат могут осуществляться потребителем, при этом расходы, связанные с доставкой или возвратом товара должен возместить продавец.

Также необходимо знать, что в случае, нарушения срока поставки предварительно оплаченного товара, потребитель имеет право потребовать поставки товара в назначенный им срок или потребовать возврата денежных средств за товар.

Немаловажным проблемным вопросом остаются обращения, связанные с обменом или возвратом технически – сложных товаров, при обнаружении в них недостатков. Продавцы, в частности салонов сотовой связи, отказываются удовлетворить законные права покупателей при обнаружении недостатков в  технически сложных товарах, в том числе мобильных телефонов, смартфонов, планшетов  и других товаров.

Вводят в заблуждение покупателей и уходят от ответственности, что порождает большинство конфликтных ситуаций.

Так, например, у потребителя есть право не отправлять на ремонт технически-сложный товар, если недостаток был обнаружен в течение 15-ти дней со дня покупки, а потребовать замену товара или возврат денежных средств.

Также, если в технически-сложном товаре недостатки после их неоднократного устранения проявляются вновь, потребитель имеет право предъявить требование продавцу о замене товара или возврате денежных средств.  

 

Количество просмотров: 389