60 лет назад был открыт Волго-Донской судоходный канал


Дата публикации: 31.05.2012
Ровно 60 лет назад, 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут, воды Дона соединились с водами Волги между первым и вторым шлюзами. Сегодня специалисты пресс-службы администрации города Волгодонска побывали на 14-шлюзе Волго-Донского судоходного канала.

Для начала – немного истории. Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы.

«Никогда в мире гидротехнические сооружения не создавались с такой быстротой. Строительные работы по созданию Волго-Донского канала были выполнены за четыре с половиной года. Произведено земляных работ более 152 миллионов кубометров, уложено железобетона 2,96 миллиона кубометров.

На канале работало 185 экскаваторов, более 500 бульдозеров, скреперов и другой землеройной техники. Руками людей построен канал длиной в 101 километр, сотворено водохранилище протяженностью 350 километров, наибольшей шириной 38 километров, способное вместить 24 миллиарда кубических метров воды.

По официальным данным, на 1 июля 1952 года на строительство комплекса было израсходовано 6,1 миллиарда рублей». (Из книги «Волгодонск год за годом»).

Небольшую экскурсию по одному из старейших и уникальных в округе сооружений провёл для представителей волгодонской администрации заместитель начальника Цимлянского гидроузла Николай Аксёненко.

Необычайная красота открывается глазу за шлюзом: монумент в честь соединения пяти морей, акватория залива с портовыми кранами и контурами города, водная гладь Цимлы, вплоть до линии горизонта – с одной стороны; шлюзовая камера с видом на 131-й канал (так называется отрезок судоходного канала до 15-го шлюза) и мост через него – с другой.

Уровень воды в Цимлянском море сегодня 34, 55 метра, в 131-м канале (между 14-м и 15-м шлюзами) – 24, 60 метра, в реке Дон – 12,40.

Начальник вахты Олег Таиров более 15 лет работает в Цимлянском районе гидросооружений. «В среднем за сутки, - рассказывает он, - через наши шлюзы проходит 30 единиц флота. С начала навигации, которая в этом году открылась 4 апреля, отшлюзовались уже 1306 судов (в обе стороны). Сухогрузы и нефтеналивники перевезли более 1,5 миллиона тонн грузов. Проходили – транзитом – и иностранные суда, в том числе и туристические рейсы.

Всех их, вот уже 30 лет, встречает и провожает судопроводник Валентина Кузнецова. За год перед её глазами проходит в среднем порядка 5-ти тысяч судов. Всем им судопроводник помогает швартоваться в 145-метровом створе. Шлюзование длится 15-20 минут. Вес каждой створки ворот - 75 тонн.

По словам работников 14-го шлюза, в прошлом году проведена его реставрация. Сейчас тоже идут отделочные работы – объект готовят к встрече 60-летия Волго-Донского канала, торжественное открытие которого состоялось 27 июля 1952 года.

Ещё несколько фактов, имеющих отношение к 1952 году. 1 июня по Волго-Донскому каналу двинулся первый караван судов. 6 июня первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция. 7 июня через шлюзы Волго-Донского канала прошёл первый пассажирский теплоход «Сергей Киров». 10 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР каналу было присвоено имя В.И. Ленина.

Количество просмотров: 2447