Мэр города Волгодонска Виктор Фирсов о местном самоуправлении: «Сильная власть – гарант стабильности»

Дата публикации: 19.04.2013

21 апреля нынешнего года Россия впервые будет отмечать День местного самоуправления. Праздник установлен Указом Президента Российской Федерации  Владимира Путина от 10 июня 2012 г. День выбран не случайно: 21 апреля 1785 года была издана Жалованная грамота городам, положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

В развитии организационно-правовой основы местного самоуправленияв постсоветской России выделяют три этапа: с 1990 по 1993; с 1993 по 1995; с 1995 по настоящее время.

Становление местного самоуправления в современной России – длительный и сложный процесс, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этот процесс продолжается непрерывно, и его участниками в той или иной степени становятся все, кто работает в структурах представительной и исполнительной власти, в различных общественных организациях.

Своими мыслями о том, как развивается местное самоуправление в Волгодонске, с редактором газеты «Местное время» Галиной Коленкиной поделился мэр города Виктор Фирсов.

Особенность местной власти состоит в том, что в ней сочетаются два начала: общественное и государственное. Только правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность. Сильные органы местного самоуправления служат гарантом от разрушительных социальных потрясений и позволяют создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе.

С 12 декабря 1993 года – момента принятия новой Конституции Российской Федерации, признавшей необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне – в стране изменилось многое, но процессы реформирования местного самоуправления продолжаются. И работы в этом направлении еще непочатый край.

Понятно, что перемены  такого рода не могут быть слишком быстрыми – нужно  очень взвешенно  подходить  к каждому, даже самому незначительному изменению, просчитывая все возможные последствия . Но некоторые позиции, мне кажется, уже прошли проверку временем, и большинство моих коллег согласится с тем, что ряд перемен необходим.

Самая, пожалуй, большая проблема в работе органов исполнительной власти на местах – несоответствие требований, предъявляемых к этой власти, и ее реальных возможностей. Население требует от нас – и справедливо – решения самых разных проблем: от реализации конституционных  прав до ремонта дорог, строительства доступного жилья, организации качественного образования и здравоохранения.  Мы же зачастую можем только наблюдать – «мониторить», как сейчас принято говорить – за развитием той или иной ситуации.

Вот, например, очень болезненная тема: задержка выплаты зарплаты на некоторых предприятиях. Вышестоящая власть призывает: примите меры к неплательщикам! А какие меры реально мы можем принять? Только  воззвать к совести работодателя, рассчитывая на его человеческую порядочность. Производство в России  представлено, в основном, крупными предприятиями, влияние их на жизнь городов очень велико, а вот влияние городов на крупные производства сведено к минимуму: процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям.

Или другая проблема: ремонт объектов городской инфраструктуры. Нам выделяют деньги из областного бюджета на ремонт, скажем, школы. Задача местной власти - провести конкурс и выбрать подрядчика, предлагающего наиболее выгодные условия. Но бывало так: мы точно знаем, что самый подходящий по цене подрядчик не способен выполнить  ремонт качественно, но вынуждены заключать договор с ним – ведь у него самая низкая цена. В итоге работы сорваны, выделенные деньги не освоены, а на следующий год их уже не дают – и школа остается без ремонта.

Подобных случаев  из разных сфер можно привести множество. Я говорю об этом к тому, что, наверное, было бы лучше для всех – и прежде всего для населения муниципальных образований - если бы  местная власть  имела  больше реальных рычагов  воздействия на различные сферы жизни города, возможность  самим распоряжаться денежными средствами, выделяемыми из областного и федерального бюджетов, определять приоритеты  при их распределении – разумеется, при полной прозрачности этого распределения. Понятно, что жесткое регламентирование в этой сфере обусловлено, прежде всего, желанием  не допустить коррупции, но эффект иногда бывает прямо противоположным ожидаемому.

В современной России осуществляемое реформирование органов местной власти опирается во многом на дореволюционный опыт. Наверное, есть смысл взять  все лучшее, что было присуще местному самоуправлению, и из советской эпохи. Во времена СССР, как еще помнят, наверное, многие, на территории отдельно взятого города или района существовало некое единовластие. Сегодня же решить какую-то значимую для города проблему бывает невероятно сложно именно в силу разноподчиненности отдельных структур. И тут уж единственная надежда – на умение всех участников процесса договариваться.

Хотя, если оценивать тот путь, что прошел наш город за два последних десятилетия – результат окажется достаточно впечатляющим.  Наверное, многие еще помнят 90-е годы прошлого столетия, которые иначе, чем лихими, сегодня не называют, да и начало нынешнего века  радостными событиями тоже не баловало. Катастрофическая нехватка средств в городском бюджете, огромные долги за тепло и электроэнергию, безработица, тотальная задержка зарплат и пенсий… Нынешний Волгодонск – город-донор, способный заработать «на жизнь» не только себе, но и соседям по региону. Уровень доходов волгодонцев – один из самых высоких в области. Город занимает ведущие места в области  в рейтинге здравоохранения, образования, культуры. Впервые за много лет число родившихся в Волгодонске превысило число умерших.

Мы начали  капитально ремонтировать школы, возвращать переданные различным организациям детские сады их законным владельцам – детям. Город вошел в  федеральную программу капитального ремонта жилья, и  несколько десятков жилых домов уже отремонтированы.

Положение города-донора также позволяет  Волгодонску осуществлять различные проекты и программы. Например, мы имеем возможность обеспечивать доплаты молодым специалистам- врачам, воспитателям и нянечкам в детских садах.

И есть еще одна сфера, где Волгодонск – вне конкуренции. Я имею в виду  развитие общественной жизни в городе. В Волгодонске сегодня работает более ста общественных организаций самых разных направлений – правозащитных, ветеранских, спортивных, инвалидных и многих других.  У нас впервые в области была организована Счетная палата, при городской Думе работает общественно-консультативный совет (Совет старейшин), а к решениям  Общественной палаты  Волгодонска, возглавляемой Виктором Федоровичем Стадниковым, внимательно прислушиваются представители обеих ветвей городской власти. Общественные организации располагают  собственным  Центром – он тоже был создан первым в области. Общественные организации Волгодонска имеют самое непосредственное влияние на  городскую власть и жизнь города, и это очень важно, ибо только общими усилиями мы можем изменить свою жизнь к лучшему.

Волгодонск – город особенный, обладающий огромным потенциалом. И я не сомневаюсь, что он еще не однажды скажет свое слово в ходе развития института местного самоуправления в России. Интересные наработки и идеи у нас есть, люди, способные их реализовать – тоже.

Так что, несмотря на все трудности и препятствия, первый в истории новой России День местного самоуправления мы встречаем с неплохими результатами и большими надеждами. 

 

Количество просмотров: 1453