Специалисты отдела по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ отвечают на вопросы горожан на тему «Платежи за жилищно-коммунальные услуги»

Дата публикации: 06.05.2013

- Кто устанавливает цены на жилищно-коммунальные услуги?

- Тарифы на коммунальные услуги утверждаются государственными органами регулирования. В Ростовской области такими полномочиями обладает Региональная служба по тарифам. Сведения обо всех тарифах размещены на официальном сайте РСТ и официальном сайте администрации города Волгодонска – раздел «Экономика», подраздел «Тарифная политика».

В отношении жилищных услуг государственное регулирование давно отменено. Определение размера платы за содержание и ремонт относится к компетенции общего собрания собственников. Органы местного самоуправления вправе устанавливать так называемый «муниципальный тариф» только в ограниченном количестве случаев. В частности, в отношении нанимателей муниципального жилья.

В остальных случаях собственники вольны в утверждении размера платы за жилищные услуги. Такой платеж устанавливается с учетом мнения и расчетов управляющей организации. При этом должна быть рассчитана стоимость всех работ и услуг, которые управляющая организация обязана предоставлять по договору управления многоквартирным домом. Если согласие по вопросу перечня работ и услуг и размера платы не достигнуто, собственникам следует задуматься о смене управляющей организации. Надо искать и выбирать ту организацию, которая примет условия собственников. Сейчас такой выбор есть. На территории Ростовской области действует 317 управляющих организаций.

Что касается домов, где созданы ТСЖ, то в них размер платы за содержание и ремонт устанавливается общим собранием членов ТСЖ. Перед проведением собрания должна быть подготовлена смета доходов и расходов. И только на основе сметы рассчитывается размер платы за содержание и ремонт.

- Что входит в услугу «Содержание и техническое обслуживание общедомового имущества»?

- 3 апреля 2013 г. председатель Правительства РФ подписал постановление № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».  Данное постановление вступило в силу 12 апреля.

В минимальный обязательный перечень вошли работы по мониторингу и профилактике несущих конструкций,  а также оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества.

Обозначена необходимость проверки и своевременной очистки крыши, выявления трещин и отколов в стенах, перекрытиях и фасадах. Особое внимание – к  коммунальным системам дома: постоянный мониторинг целостности сетей, проверка параметров подачи ресурсов.

Перечислены работы и по содержанию общедомового имущества: уборка коридоров и лестничных площадок. Прописана обязанность незамедлительного вывоза мусора при накоплении более 2,5 куб. метров и организации сбора отходов I–IV классов опасности (например, использованных энергосберегающих ламп).

Также  прямо прописаны обязанности ответственных за содержание общего имущества (в управляющих организациях – сотрудники компании, в ТСЖ и ЖСК такие должны быть в обязательном порядке назначены правлением). Они должны обеспечить работу аварийно–диспетчерской службы,  своевременно заключать договоры на оказание услуг (если не выполняют сами) и в любом случае вести и хранить техническую документацию на дом. Причем  составной частью этой документации теперь являются и документы о выполнении работ, входящих в минимальный перечень: храниться должны не только акты готовности дома к отопительному сезону, но все остальные сведения о мониторинге коммунальных сетей и конструкций, а также акты подтверждающие выполнение работ (уборки лестниц,  очистки крыши и т.д.).

Минимальный список работ по дому может быть сокращен из-за конструктивных особенностей дома: логично, что работы по обслуживанию лифтов и мусоропроводов не будут выполняться в доме, где их нет.

Стоит обратить внимание: данный минимальный перечень работ является обязательным, но не исчерпывающим — при согласовании с жильцами его можно дополнить. Периодичность выполнения тех или иных работ также нужно рассчитать по техническим характеристикам дома и с одобрения жильцов.

- Какие сегодня предусмотрены формы контроля за правильностью расчетов за жилищно-коммунальные услуги?

- Контроль должен начинаться с уровня каждого потребителя. Это особенно актуально в отношении жилищных услуг. Цену на эти услуги определяют собственники жилья. Соответственно, потребитель имеет возможность сравнить цену в квитанции с размером платы, установленным общим собранием.

Следующий уровень контроля связан с деятельностью совета многоквартирного дома. Это новый институт, который появился в Жилищном кодексе в середине 2011 года. Практически во всех многоквартирных домах Ростовской области такие советы созданы и активно взаимодействуют с управляющими организациями. В том числе и по вопросам расчета платежей.

Третий уровень контроля – стандарт раскрытия информации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 все управляющие организации, а также ТСЖ и ЖСК обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со Стандартом. Этот Стандарт предусматривает раскрытие сведений о финансово-хозяйственной деятельности субъектов управления домами, ценах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, заключенных договорах, перечне работ и услуг. Информация раскрывается в разрезе каждого многоквартирного дома. С этой информацией можно ознакомиться на сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области.

Следующий механизм контроля – это, собственно говоря, деятельность Госжилинспекции области как органа регионального жилищного надзора. Госжилинспекция наделена широкими полномочиями по проверке управляющих организаций и ТСЖ. Это и проверка технического состояния жилищного фонда, и проверка правильности расчета размера платы за коммунальные услуги. Поэтому при возникновении сомнений в правильности начислений за коммунальные услуги граждане могут обратиться за защитой в Государственную жилищную инспекцию.

- Может ли гражданин самостоятельно рассчитать размер платы за коммунальные услуги?

В принципе, это посильная задача. Новая форма квитанции содержит все данные, необходимые для расчета платежей. Это параметры жилого помещения (общая площадь), тарифы на коммунальные услуги, объем потребления услуг по показаниям общедомового прибора учета и суммарный объем потребления в жилых и нежилых помещениях, показания индивидуальных и общедомовых приборов учета.

Другой вопрос, что для самостоятельного расчета необходимо знание тех формул Правил, которые подлежат применению в данном конкретном случае. Здесь важно, если ли в доме общедомовой прибор учета, оборудована ли квартира индивидуальными приборами учета и некоторые другие обстоятельства, влияющие на выбор формулы и порядок расчета.

Для того чтобы проверить правильность расчетов, можно выяснить в управляющей компании или расчетном центре, какая формула применяется, и подставить в нее значения из квитанции.

Конечно, далеко не каждый человек является специалистом в расчетах за коммунальные услуги. Поэтому необходимо развитие единого расчетного центра, который обеспечит правильность расчетов и выступит защитником граждан от необоснованных начислений.

- Как добиться снижения оплаты за общедомовые нужды?

- В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг платеж за каждую услугу разделен на две части.

Первая часть – платеж за индивидуальное потребление в квартире (по индивидуальным приборам учета или по нормативам, если приборы не установлены). Вторая часть – платеж за общедомовые нужды (определяется по общедомовым приборам или по нормативам, если приборы отсутствуют).

Теперь каждый житель может анализировать, какой объем ресурса и на какую сумму потреблен на общедомовые нужды. Это подталкивает к экономии, к проведению реальной работы по энергосбережению и наведению порядка в доме.

Значительное расхождение между показаниями общедомового прибора учёта и суммарным индивидуальным потреблением всегда свидетельствует о наличии проблем в конкретном доме. К примеру, о неисполнении мероприятий по энергосбережению, изношенном состоянии коммуникаций, отсутствии контроля за достоверностью показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта, несанкционированном вмешательстве в их работу или безучётном потреблении коммунальных ресурсов. Решение этих проблем должно привести к уменьшению общедомового потребления и потерь и как следствие, - к снижению оплаты.

Там, где собственники добросовестно относятся к снятию показаний приборов учёта и составлению ведомости индивидуального потребления, – там общедомовые расходы минимальны.

Показания общедомовых приборов учета должны быть не только своевременно сняты, но и записаны в журнале. Полезно, если в этом процессе принимают участие представители советов многоквартирных домов.

Показательным является анализ индивидуального потребления в квартирах. По его результатам управляющая компания может организовать работу по выявлению в многоквартирном доме лиц, занижающих показания потребления в квартире. Например, бывают случаи, что при анализе ведомости индивидуального потребления с участием собственников жилья выявляется квартира, в которой прописан один человек, а фактически проживают пять. Оплата начисляется по нормативу на одного человека. Недавно в Правила предоставления коммунальных услуг внесены изменения, позволяющие составлять акты о фактическом количестве временных жильцов и начислять на них плату.

Встречаются случаи, когда в квартире проживают 3 человека, есть счётчик, но его показания за месяц – всего 1 кубический метр. Это явно заниженные показания. Даже если очень экономно относиться к расходованию воды, таких показаний быть не может. С собственниками, занижающими показания, необходимо проводить разъяснительную работу, как силами управляющей организации, так и силами совета дома. Совместно с активными гражданами порядок в этой сфере навести можно.

- Предусмотрена ли социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг на текущий год?

- В 2013 году в бюджете Ростовской области предусмотрено 40,5 млн. рублей в I полугодии на субсидии предприятиям ЖКХ, для возмещения части платы граждан за коммунальные услуги.

Всё это позволит сохранить уровень платежей граждан не выше уровня декабря 2012 года.

С этой же целью, как и в предыдущие годы, жителям продолжено предоставление за счет средств областного бюджета адресных социальных выплат гражданам, проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, в которых тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение (40 руб./м³ и 35 руб./м³, соответственно).

Также продолжено предоставление льгот (ежемесячных денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг) и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.

В Ростовской области сохранена величина регионального стандарта максимально допустимой доли собственных платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 15% (при федеральном стандарте – 22%), что является дополнительной социальной гарантией для жителей области.

Эти виды помощи будут сохранены и после изменения тарифов с 1 июля 2013 года.

Количество просмотров: 988