Развитие торговли - процветание города


Дата публикации: 20.03.2012
18 марта работники торговли, общественного питания и бытового обслуживания отметили свой профессиональный праздник. Эта дата достаточно молода, но сама отрасль в своем развитии насчитывает даже века. Никто не может точно сказать, когда появились первые продавцы, рестораторы, парикмахеры, ремонтники и другие представители славного цеха. О сегодняшнем дне отрасли рассказывает начальник отдела потребительского рынка администрации Волгодонска Анна ВАСИЛЕНКО.

18 марта работники торговли, общественного питания и бытового обслуживания отметили свой профессиональный праздник. Эта дата достаточно молода, но сама отрасль в своем развитии насчитывает даже века. Никто не может точно сказать, когда появились первые продавцы, рестораторы, парикмахеры, ремонтники и другие представители славного цеха.
Однако доказано: ни одно государство на свете не могло бы жить и развиваться без торговли. Не рынки росли вместе с городами - города появлялись вокруг рынков, а затем страны и континенты соединяли торговые пути - так развивалась цивилизация. И сегодня по уровню развития торговли и сферы услуг можно судить о благосостоянии жителей любого города, ведь потребительский рынок - важнейший сектор экономики, который наглядно говорит не только об уровне доходов населения, но и о надежности региональной и местной политики. О сегодняшнем дне отрасли рассказывает начальник отдела потребительского рынка администрации Волгодонска Анна ВАСИЛЕНКО.

- Анна Андреевна, какими показателями может сегодня похвастаться торговая сфера нашего города?
- Весьма впечатляющими, особенно если учесть, что оборот розничной торговли за последние пять лет вырос в 1,3 раза. В прошлом году он составил более 24 миллиардов рублей, что в сопоставимых ценах на 7,6 процента выше уровня 2010 года. И этот рост отмечен во всех категориях хозяйствующих на городском потребительском рынке субъектов. Обеспеченность торговыми площадями составляет 644,5 квадратных метра на тысячу волгодонцев, и этот показатель продолжает расти. На потребительском рынке города присутствуют практически все современные форматы торговли: гипермаркеты, супермаркеты, торговые и торгово-развлекательные центры, а вместе с этим широко развиты и сети магазинов формата «у дома». Главное, у каждого горожанина есть огромный выбор как по ассортименту, так и по ценам - в нашем городе любой человек может приобрести и товары первой необходимости, и эксклюзивные вещи, экзотические продукты. Возвращаясь к цифрам оборота розничной торговли, хочу отметить, что в 2011 году он составил 141,1 тысячи рублей на душу населения (в 2010-м - 122,8 тысячи). По этому показателю Волгодонск прочно занял второе место cреди городов Дона.

- Судя по таким объемам, и занятость в секторе торговли, общественного питания и бытового обслуживания должна быть высокая?
- Эта сфера сегодня дает работу почти 16 тысячам человек. По данным на 1 января нынешнего года, в сфере потребительского рынка зарегистрировано 429 юридических лиц и более двух тысяч индивидуальных предпринимателей - около трети от числа всех хозяйствующих субъектов Волгодонска. В структуре оборота розничной торговли прочное место в формировании объема продаж занимает малый бизнес - его доля составила 45 процентов.

- Не потеснили ли в последнее время все супер- и гипермаркеты привычные людям рынки?
- Напротив, объем розничной торговли на рынках и ярмарках в прошлом году вырос и составил 3,6 миллиарда рублей. Но, конечно, тех базаров, которые еще каких-то десять лет назад не красили облик города, практически не осталось. В соответствии с федеральным законодательством проводится огромная работа по реконструкции рынков. Два из них - «Авангард» и «Машенька» - уже осуществляют свою деятельность в капитальных зданиях. Здесь созданы все условия для торговли (в том числе сельхозпроизводителей), обустроены места для дачников и садоводов. Завершено строительство рынка «Рынок-Центр» по продаже промышленных товаров на 199 торговых местах на улице Морская, 5. На рынке «Донской привоз» (улица Ленина, 109) возводится новый двухэтажный комплекс. Реконструкция также ждет продуктовый рынок «Анна» на улице 30 лет Победы.

- Наверное, ни один горожанин не будет возражать, если все рынки станут такими же комфортными комплексами, как те же «Авангард» и «Машенька». Но вот цены, цены...
- К сожалению, прямыми полномочиями по регулированию розничных цен и величины торговой надбавки местная власть не наделена. Мы вообще не имеем права вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Но это не означает, что администрация ничего не предпринимает - в нашем городе уже отработана система ярмарок выходного дня, где сельхозпроизводители и перерабатывающие предприятия Волгодонска и районов продают свою продукцию практически по себестоимости. Причем никаких торговых сборов не берется - места мы предоставляем бесплатно. Можно просто приехать и продавать прямо с автомашин. Зато обеспечен ветеринарный контроль, организованы дегустации, которые на ура идут у горожан.
В 2011 году проведены 15 таких ярмарок, и цены на них были на 15-20 процентов ниже, чем в торговой сети. Количество участников выросло до 80 предприятий и предпринимателей, причем до 30 процентов из них - районные производители. Если раньше мы буквально заманивали соседей к нам в город, то теперь они с нетерпением ждут очередных ярмарок. А горожане тоже оценили выгоду таких выставок-продаж: в 2011 году на ярмарках выходного дня было продано 45 тонн картофеля, 25 тонн овощей и фруктов, 12 тонн бахчевых, 11 тонн сахара и круп, 14 тонн рыбной и колбасной продукции, четыре тонны меда. Еще хотелось бы отметить, что параллельно с общегородскими ярмарками дополнительно, по согласованию с жителями, были развернуты шесть торговых площадок в микрорайонах в осенний сезон, на которых продавали картофель и овощи по фиксированным ценам. Людям очень понравилось.

- Анна Андреевна, мы много внимания уделили вопросам торговли, но давайте поговорим о том, как развиваются городские сферы общественного питания и бытового обслуживания?
- В сфере общественного питания (она насчитывает 6 ресторанов, 12 баров, 68 кафе и закусочных) тоже наблюдалась положительная динамика - оборот превысил уровень 2010 года на 5,4 процента, в среднем на душу населения он составил 7602 рубля. Тенденция сегодняшнего дня: сокращается сеть объектов общепита, которые не отвечают требованиям клиентов и не выдерживают конкуренции. Но одновременно открываются новые (введено в действие 14 объектов на 628 посадочных мест), с современным оформлением интерьера, использованием новых технологий, предоставляющих дополнительный спектр услуг для посетителей. Сфера общественного питания смело экспериментирует - сегодня в городе можно попробовать блюда японской, итальянской, украинской и кухонь других стран.
Не отстает и сеть бытовых услуг - ее рост составил 101,5 процента к уровню 2010 года, причем основную нишу занимают индивидуальные предприниматели. Отмечается процесс развития сетевых форматов предприятий бытового обслуживания: парикмахерских и салонов красоты, станций по ремонту и техобслуживанию автомобилей и многого другого. Одним словом, потребительский рынок Волгодонска активно развивается и делает все для того, чтобы горожанам жилось удобно и комфортно. В нашей сфере работают предприятия, которым присвоено звание коллектива высокой социальной ответственности - ООО «Император», КТ «Люкс-Маркет», ООО «Сальве» и ООО «Полюшко». Они занесены в Книгу почета Волгодонска.

- Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам, недавно отметившим профессиональный праздник?
- Уважаемые работники торговли, общественного питания и бытового обслуживания! Ваша работа всегда на виду, каждый человек ежедневно, ежечасно ощущает и оценивает ее результаты. Ваш труд всегда востребован. Позвольте от души поблагодарить вас за добросовестный труд, активное участие в жизни города. Желаю всем труженикам отрасли плодотворной работы, новых достижений, благодарных улыбок покупателей и клиентов. Особая благодарность и поздравления - нашим ветеранам, на плечи которых легли сложные годы развития потребительского рынка города. Здоровья вам, душевного тепла и спокойствия!

Беседовала Оксана КОЛЕСОВА.
Опубликовано в газете «Волгодонская правда», № 30-31, от 17.03.2012 г.

Количество просмотров: 1015