Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском районах: проблемные вопросы защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Дата публикации: 06.11.2013

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является важной в жизни каждого человека. Однако не всегда граждане в силах самостоятельно защитить свои права, оценить правомерность действий управляющих организаций и отстоять свои законные интересы. Причинами этого являются: большой объем нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в указанной сфере; периодическое внесение изменений в соответствующие акты; недобросовестное отношение управляющих организаций к исполнению обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Основными нормативно-правовыми актами, которыми необходимо руководствоваться как при реализации своих прав, так и при разрешении спорных ситуаций, являются следующие:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Основным предметом правоотношений, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Законодательство наделяет граждан определенным набором прав, основными из которых являются:

  • право на получение услуг надлежащего качества;
  • право на получение сведений о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;
  • право на получение от исполнителя информации, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Наибольшее количество споров между потребителями и исполнителями коммунальных услуг возникает по поводу правильности и правомерности начисления платы за коммунальные услуги. Необходимо отметить, что данному вопросу посвящена значительная часть нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», регламентирован порядок расчета и перерасчета платы за коммунальные услуги для различных случаев, а также определено, что исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определены требования, предъявляемые к качеству предоставляемых жилищно-коммунальным услуг, а также случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

Таким образом, в случае возникновения сомнений в обоснованности размера платы за коммунальные услуги, а также при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, потребителям необходимо, прежде всего, обратиться непосредственно к исполнителю – управляющей организации, за получением разъяснений. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях предоставления исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В случае невозможности урегулирования возникшего спора в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд или контролирующие органы в соответствии с разграничением полномочий.

Количество просмотров: 653