Мастер городских артерий. Олег Даниелян – человек, который проложил городские коммуникации


Дата публикации: 16.09.2014
С профессией строителя в первую очередь ассоциируются взметнувшиеся ввысь новые многоэтажные дома, раскинувшиеся на большой площади современные производства. Но не каждый может себе представить, сколько сил и средств надо вложить в то, что скрыто под землей – в подземные коммуникации, коллекторы и другие инженерные сети, фундаменты. Без них не быть сданным ни одному объекту.

Школа жизни

Олег Николаевич руководил СМУ-7 треста «Спецстроймеханизация» в период восьмидесятых, когда Волгодонск буквально кипел от масштабной стройки. Но, между тем, были и другие стороны такого стремительного роста города – дали о себе знать просадочные грунты. И вот тогда, в 1981 году, и состоялось знакомство Олега Даниеляна с Волгодонском. Молодого и перспективного руководителя строительно-монтажного управления «Камгэсэнергостроя» из Набережных Челнов направили сюда, говоря современным языком, в качестве антикризисного менеджера – у него был значительный опыт по строительству сетей глубокого заложения и проходных коллекторов. В трудовой книжке появилась запись о том, что он откомандирован в город Волгодонск на период строительства завода «Атоммаш». Тогда Даниелян и не думал, что эта командировка станет для него определяющей в жизни.

К тому времени Олег Николаевич имел солидный послужной список. За плечами - срочная служба в инженерной части в экстремальных условиях на границе с Китаем, где срочно возводился укрепрайон после советско-китайского конфликта на острове Даманский. Оттуда по комсомольской путевке отправился на ударную стройку – возводил КамАЗ и химический комплекс в Нефтекамске. И одновременно учился в Казанском инженерно-строительном институте. За несколько лет прошел путь от слесаря-монтажника до начальника СМУ, не минуя ступеней мастера, прораба, начальника участка. И, между тем, КамАЗ был отличной школой для строителей, из которой вышли и состоялись многие прославленные строители Волгодонска.

Трубы подземелья

С первых дней командированное в Волгодонск предприятие активно включилось в работу. Руками строителей были сделаны километры современных коммуникаций. Слава о строителях его организации шла всюду, они были постоянно в обойме лучших среди работников аналогичного профиля. У многих членов той бригады были не только золотые руки – здесь очень многие имели, ко всему прочему, еще и высшее образование. При прокладке сетей труд всегда основывался на точных расчетах и высокой культуре производства. Каждый шов должен выдержать испытание на прочность – только тогда он считается сданным.

- Когда-то в детстве я был заворожен фильмом «Парижские тайны», где действие проходило в подземелье европейской столицы, - вспоминает Олег Даниелян. - Хотелось туда перенестись и увидеть все своими глазами. Наверное, именно поэтому я и выбрал свою профессию. Многие горожане сегодня даже не представляют, какие подземные пути лежат у них под ногами. Бетонные лотки шириной более трех метров и высотой почти два с половиной метра составляют проходы, по которым может свободно проехать автомобиль. По одной стороне – сети теплоснабжения, по другой – трубы для холодной воды, выше над ними – электрокабели и провода телефонной связи. Под землей были и диспетчерские пункты, и мастерские со станками, другие подсобные помещения. В перспективе такой замкнутый обходной коллектор должен был опоясать город…

Перелом на рубеже

Но наступила перестройка. Прекратилось финансирование, и пришлось сворачивать широкомасштабные работы. Дошли до станицы Старо-Соленовской, как полагается по технологии, заторцевали проход. Обидно, что недоделали, работы пришлось свернуть. Но все тоннели подземных коммуникаций и сегодня действуют. Без них снабжение Волгодонска водой, теплом и связью было бы просто невозможно. Очистные, насосные, проходные коллектора – сколько всего сделано для города! И как хотелось бы, чтобы ко всему созданному таким трудом и отношение было соответствующее, бережное.

Боль Ленинакана

Рубеж восьмидесятых-девяностых был наполнен и другими драматическими событиями для Олега Даниеляна и его семьи. Его корни - в Нагорном Карабахе, но после войны отца перетянул в Баку комбат, с которым он прошел дорогами войны. Столица Азербайджана, интернациональный город Баку, такой красивый и любимый, словно в одночасье стал чужим. В Карабахе уже полыхала война. Поэтому Олег Николаевич своих родителей перевез поближе к Волгодонску, в Рябичи, другие родственники перебрались на Ставрополье.

И еще этот период навсегда запал в душу землетрясением в Армении в 1988 году. 7 декабря весь мир узнал о трагедии, а уже через несколько дней Даниелян был в пострадавшем Ленинакане со своими коллегами. С 25 декабря по 15 января Олег Даниелян приказом председателя Совмина СССР Николая Рыжкова был ответственным за выполнение работ на Ленинаканском участке.

Необходимо было срочно разгребать завалы, налаживать хотя бы какой-то быт, организовывать питание. Не было воды. Руки и лицо приходилось даже мыть… коньяком, случайно обнаруженным в завалах. А про сон, казалось, тогда вообще забыли. Ко всему прочему ударили тридцатиградусные морозы.

От одной из опорных конструкций полуразрушенного дома в Ленинакане Олег Николаевич отломил целый кусок, который тут же растер в порошок. Нет, так строить нельзя. Недопустимо жалеть цемента, щебня, песка! Это не экономия средств. Чтобы все было на века и надежно - надо строить, как полагается. И так Даниелян делал всегда, потому и стоят так долго наши сети.

Много нестандартных задач приходилось решать прямо на ходу. Ленинаканский вокзал весь был завален техникой и грузами для пострадавшего города, и это тоже создавало проблему. Правильно организовать прием помощи было нелегко, но и с этим справились. Рука об руку работали с военными. Танки использовали как тягачи: стальные тросы продевали сквозь глазницы окон, прикрепляли их к бронированным машинам и так заваливали стены домов, которые надо было демонтировать. Расчеты делали прямо на ходу… После выполненного с честью задания Олег Николаевич получил предложение работать в Госстрое Армении, но отказался – его родиной стала Россия.

Тяжелые времена

В Волгодонске тем временем наступали тяжелые времена. После чернобыльских событий последовал распад Минэнерго, управление Даниеляна переподчинилось городским структурам. Приходилось очень тяжело, ведь СМУ-7 было приспособлено для решения масштабных задач. Только вспомнить: в распоряжении управления в лучшие годы был даже свой самолет АН-24, на котором возили специалистов из Набережных Челнов, по Волге и Дону перевозили технику и механизмы. А теперь работы просто не стало.

Когда пошел процесс приватизации и акционирования, Олег Николаевич развернулся и ушел, не взяв ни одной акции своего предприятия. Организовал строительный кооператив, стал строить жилье в окрестных районах для селян. Но потом судьба распорядилась так, что пришлось попробовать себя в торговле – до этого никогда этим не занимался. Но получилось! Состоялся и здесь. Сегодня имя Олега Даниеляна связано с деятельностью ООО «Визит». Объекты этого предприятия встречают гостей Волгодонска на въезде со стороны донской столицы. Однако пришлось и тут поработать по  профилю – тянул газовые и водонесущие сети к объекту почти полтора километра.

Новая Родина

Олег Николаевич любит Волгодонск, считает его родным. Есть города-герои, но надо сделать еще города-герои труда, к числу их отнести и Тольятти, и Набережные Челны, и, несомненно, Волгодонск – так считает прославленный строитель. «Ни один олигарх со своими богатствами не сможет построить такой город как Волгодонск», - уверен Даниелян.

Когда Олег Николаевич еще считался прикомандированным, местное партийное руководство было очень обходительно и постоянно просило оказать содействие в реализации проектов. Например, Александр Тягливый с глазу на глаз просил Даниеляна оказать поддержку в строительстве парка – приказывать или давить первое лицо города просто не имело права. Олег Николаевич никогда не отказывал в помощи для нужных городу дел, так что на строительстве «Победы» самосвалы с татарскими номерами были не редкостью.

Геннадий ПИМЕНОВ.     

Количество просмотров: 783