Золотая скрипка. Никита Борисоглебский: стремительный путь к вершине


Дата публикации: 16.09.2014
Никита Борисоглебский один из ведущих российских скрипачей и первых скрипок мира. Эксклюзивный солист Московской государственной филармонии и наш земляк, родившейся в Волгодонске.

Путь юного музыканта

Дороги судьбы порой настолько причудливы, что остается только поражаться: «А что было бы, если?..». В самом деле, могли бы мы лишиться настоящего мастера, если бы родители, ученые-химики, не отдали шестилетнего сына в экспериментальный класс школы искусств, причем по классу фортепиано? Скрипку впервые взяла в руки его сестра, которая затем выбрала рисование. А вот брата скрипка заворожила.

- Мы никогда не планировали сделать из сына звезду, - признается отец Никиты, Аркадий Чебаксаров, президент НПО «НИИПАВ». – Просто хотели воспитать из него гармоничную личность. В семье вообще никто профессионально не занимался музыкой, хотя я всегда был меломаном, собрал огромную коллекцию пластинок и даже организовал в Волгодонске филофонический клуб.

Вскоре учителя предложили перевести ребенка в музыкальную школу. Именно здесь, в школе имени Шостаковича, преподаватель Татьяна Попович разглядела талант Никиты и сумела привить ему настоящий интерес к музыке. Но затем сказала: «Я сделала все, что смогла, Никита перерос уровень Волгодонска». С ней согласились и ростовские педагоги Никиты Татьяна и Олег Багины: «Мальчику надо расти дальше».

В десять лет он уже дебютировал с Ростовским симфоническим оркестром, успешно участвовал в юношеских конкурсах в Москве и Веймаре. В четырнадцать экстерном закончил школу, лицей при Ростовской консерватории и отправился поступать в Московскую консерваторию. Сразу записался в класс знаменитого Эдуарда Грача, который заметил юное дарование из Волгодонска еще на конкурсе «Новые имена». Увидев в коридоре подростка, на голову ниже остальных абитуриентов, Грач только руками всплеснул: «Никита, а тебе вообще сколько лет?».

Однако возраст не помешал талантливому скрипачу блестяще сдать вступительные экзамены. Кстати, по теоретическим дисциплинам к поступлению в столичную консерваторию Никиту подготовила его педагог по первой музыкальной школе Ирина Логунова. В консерватории он получил крепкую профессиональную школу, одновременно участвовал в летней школе в Израиле, где брал уроки мастерства у прославленных музыкантов Иды Гендель и Шломо Минца. А еще играл в оркестре «Московия», в котором прошел все ступени – от пульта в группе до концертмейстера. Возможно, именно благодаря этому игру Никиты с оркестром сегодня признают удивительно органичной.

Осталось прояснить один секрет – как музыкант стал Борисоглебским, если он урожденный Чебаксаров? Аркадий Иванович тайны из этого не делает:

- Это фамилия моей мамы, которая очень много значила и для меня, и для Никиты. Когда ему подошло время получать паспорт, мы решили, что он официально станет Борисоглебским. Именно под такой фамилией его сегодня знает весь мир, и Борисоглебский сегодня без преувеличения – настоящий бренд. Правда, произнести «Борисоглебский» для иностранцев довольно нелегко, поэтому Никиту за рубежом зовут просто – Борисо.

История со Страдивари

За годы учебы в консерватории молодой скрипач становился победителем и лауреатом многих международных состязаний, но переломным оказался XIII Международный конкурс имени Чайковского в 2007 году. Борьба была тяжелейшей, Никита занял второе место, получив сразу пять специальных призов, включая приз зрительских симпатий. Еще до того, как огласили имена победителей, «Независимая газета» назвала Борисоглебского «народным любимцем» в числе пяти популярных артистов музыки, балета и театра. Именно этот конкурс принес «золотому юноше» эксклюзивный контракт от Московской государственной академической филармонии. Он начал выступать в ней с шестнадцати лет, а в восемнадцать стал ее самым молодым солистом.

Консерваторию Никита окончил с отличием, поступил в аспирантуру. И вот новая веха судьбы – Борисоглебского пригласили на трехгодичную стажировку в королевский музыкальный колледж в Бельгии к известному скрипачу Огюстену Домэ. Рекомендацию ему дал сам Родион Щедрин. Именно это позволило восходящей звезде подняться на следующую ступень мастерства, соединив отечественную и европейскую школы, виртуозную технику с современной стилистикой.

Как раз в Бельгии Никита Борисоглебский получил в пользование скрипку легендарного Страдивари. Казалось бы, для любого музыканта такой уникальный инструмент – мечта всей жизни. Но… друг другу они не подошли. Кстати, и мороки с этой скрипкой на российской таможне была уйма – приходилось возить с собой кучу писем о том, что он ее не украл, не вывез национальное достояние и так далее. Почему-то в Европе таких проблем не было.

В одном из интервью Никита рассказал о своем инструменте:

«Да, я играл на скрипке Страдивари. Вокруг его имени очень большой ажиотаж, но уверяю: не всегда лучшие инструменты сделаны именно им. У этого мастера есть несколько выдающихся работ, но есть и уровнем пониже. Правда, на цене это никак не отражается. И вообще, стоимость «старых мастеров» сильно завышена. Платишь не столько за качество, сколько за имя. Та моя скрипка стоила около 5-6 миллионов евро, и, тем не менее, мы с ней «не срослись». Есть такое понятие у струнников - «волчок», когда какой-то звук не берется. С несколькими нотами я постоянно вел борьбу. Вдобавок в каждом новом климате инструмент звучал по-разному... Я просто устал приспосабливаться. Скрипка, на которой сейчас играю, 1723 года, она создана также мастером из Кремоны в Италии - Доменико Монтаньяна. На ней можно довольно свободно исполнить любой нюанс, от самого тихого пиано до самого мощного форте. Но инструмента, на котором буду готов играть всю жизнь, я еще не нашел. Это так же сложно, как встретить любимую женщину».

Королевские овации

Победы на престижных международных состязаниях в Брюсселе, Монреале, Вене, Хельсинки позволили нашему земляку выйти в число мировых лидеров скрипичного исполнительского искусства. Фонд Плисецкой и Щедрина присудил Никите награду «Скрипач года» в 2009 году (великая балерина лично напутствовала его), газета «Музыкальное обозрение» в 2010-м объявила Борисоглебского «Персоной года», в 2011-м финское музыкальное общество наградило медалью Сибелиуса, а римская Академия струнных инструментов присудила звание «Virtuozo».

В 2010 году скрипач перевернул финальную конкурсную страницу и занялся исключительно концертной деятельностью. Его гастроли в качестве солиста Московской филармонии охватывают огромное количество стран (безусловно, включая Россию). Он является артистом крупнейшей международной продюсерской фирмы «IMG-Artist» в Лондоне. Завершает курс высшего мастерства в Музыкальной Академии Кронберга. Принимает участие в летней академии Сейджи Озавы в Швейцарии. Играет со всеми ведущими российскими и многими европейскими оркестрами. Дает и камерные концерты, и те, которые широко транслируются. В частности, рождественский концерт 2009 года в королевском дворце в Брюсселе с участием Никиты показывали на всю Европу (именно тогда ему аплодировала королевская семья), а выступление Никиты Борисоглебского с сербским пианистом Милошем Поповичем в феврале 2013 года на швейцарском радио – на весь мир.

Русский виртуоз

О Никите много и с удовольствием пишет европейская пресса.

«Никита Борисоглебский – особый художник, игра которого отличается сплетением изящества и строгости. Он играет в светлых и ясных тонах, с большой элегантностью и покоряющей чистотой интонации. При этом его исполнение созвучно времени – свежо и одновременно самобытно».

«La Libre Beigique».

«Все, что необходимо для исполнения романтического концерта, было сотворено из-под его летающих пальцев: это – вдохновенность, легкость и непревзойденная музыкальность. Публика полюбила его раз и навсегда».

«Nottingbem post».

«Исполнительская техника Борисоглебского - это техника топ-класса, виртуозность его уникальна. Что поражает больше всего, так это его способность играть то нежно, то бравурно, но при этом сохранять изысканность и сосредоточенность на музыкальной линии произведения. Это – фантастика, как его инструмент превращается то во флейту, то в кларнет и насколько певуче его исполнение».

«Goteborg Posten».

Ему доверяют исполнение своих сочинений выдающиеся музыканты, в том числе Родион Щедрин и Александр Чайковский. И одновременно он активно занимается пропагандой молодых талантливых композиторов. Тонко чувствовать признанную веками классику и современную музыку – действительно редкий дар. «И в классических опусах, и в сочинениях современных авторов с первых же звуков в игре Борисоглебского ощущаешь индивидуальность молодого русского виртуоза, его властную волю, связь, читаемую легко, с лучшими традициями скрипичной школы России», - сказал о Никите Родион Щедрин.

На сцене областной филармонии 2 марта Борисоглебский исполнит концерт для скрипки с оркестром выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса, за который он на одноименном конкурсе получил гран-при. А в 2011 году Международный фонд Сибелиуса наградил нашего земляка медалью Яна Сибелиуса за пропаганду его творчества. Поэтому выбор именно этого автора не случаен. Кроме того, прозвучат произведения Рихарда Вагнера и Сергея Прокофьева. Для знатоков этот вечер будет незабываемым.

Жизнь в гастролях

Никита Борисоглебский в свои 27 лет успел сделать столько, сколько не удается иным заслуженным артистам. Но очень далек от того, чтобы почивать на лаврах: «Я думаю, что если быть честным перед собой, то до самого конца карьеры будешь находить несовершенства в своей игре и пытаться их исправлять. Примером такого отношения к музыке для меня являются великий Святослав Рихтер и музыканты, с которыми мне посчастливилось быть знакомым – Щедрин, Гутман, Кандинская. А появление ощущения того, что ты Мастер, скорее, будет свидетельствовать об обратном».

И хотя родители видят сына крайне редко (общение по телефону и скайпу не считается), безусловно, они гордятся Никитой и следят за каждой ступенью его успеха.

- А больше всего я горжусь тем, что, оказывается, в таком небольшом провинциальном городе можно вырастить талант, получивший мировое признание, - делится Аркадий Чебаксаров. – До сих пор, слушая выступления Никиты и смотря записи его концертов, я удивляюсь: неужели нам это удалось?

Музыкальные критики в один голос утверждают, что у Борисоглебского есть все шансы встать в один ряд с самыми известными скрипачами в истории музыкального искусства. Его уже сейчас сравнивают с Паганини, Вьетаном, Берио. А сам Никита мечтает о том, чтобы положение российской музыкальной культуры изменилось, молодые музыканты не стремились уезжать из страны, а оставались в России и гордились своей профессией.

…Описать музыку невозможно, потому что это сказка. Но если говорить об исполнении Никиты Борисоглебского, пожалуй, не скажешь лучше, чем Владимир Орлов из культового романа «Альтист Данилов»: «Родилась музыка, и дальнейшая жизнь этой музыки зависела вовсе не от разлинованных бумаг, что лежали на пюпитре, а от инструмента и его рук, от того, что было в душе, от пронзительного и высокого чувства, возникшего в нем сейчас. «Бог ты мой, - подумал он. – Как хорошо-то! Так бы всегда было!».

Елена СОТНИКОВА.

Количество просмотров: 2093