Его биография сродни интересной повести. Листаешь страницы и узнаешь судьбу удивительного человека.
Родиной Георгия Шпаченко была старейшая красивая станица Долдуковская под Майкопом. Он родился 7 мая 1911 года. Учился в школе, как все мальчики довоенных лет. Природой ему даны были способности к математике, чертежам. Писатель Борис Изюмский в очерке «Счастье дарить города» писал: «Как причудливо порой складывается судьба человека. Жора Шпаченко мечтал о журналистике, а стал строителем-гидротехником». В 1938 году Шпаченко окончил курсы при Московском гидромелиоративном институте, получив высшее образование, обладал энциклопедическими знаниями по строительству.
С тридцатых годов начинается его трудовой путь. В Майкопе молодой специалист Георгий Шпаченко получил большую практику в гидротехническом строительстве на сооружении Тщикского водохранилища. Это была народная скоростная стройка. На пути осуществления проекта встречалось немало трудностей. Инженер Шпаченко предложил свой метод перекрытия реки Псенафа – метод напластования, использовал при этом непрерывный конный конвейер. Это был новый по тем временам метод. Но его смелое решение перекрытия реки пришлось не по душе некоторым специалистам стройки. Они открыто критиковали, хотя и не запрещали его использовать. Делай, мол, на свой страх и риск. Получится – ладно, не получится – расхлёбывай сам, как знаешь. У Шпаченко получилось, однако его фамилия была вычеркнута из списка представленных к награждению.
К тому времени у Георгия Шпаченко появилась семья. Женился он в 20 лет, а его будущей жене – Лёле – было 18.
Елена Ивановна Шпаченко вспоминала: «Жора был у нас в станице Кубанской на практике – он участвовал тогда в изыскательских работах. Видно, приглянулась я ему, а вот он мне – нет. Родителям же моим он уж больно понравился сразу. Как-то вечером пришел со свахой, а я взяла, да и ушла из дома. Долго ждал, когда я вернусь. Время было позднее. Вот он и говорит отцу: пусть, мол, завтра никуда не уходит, зайду попрощаться. Он – за порог, а я домой. Ну и досталось мне от матери. «Не выйдешь за него, пожалеешь», – увещевала она. Наутро жених заявился чуть свет. И с порога: «Выйдешь за меня?» – «Выйду …» – со слезами сказала я ему».
Прошло совсем немного времени, и Елена поняла, что родители были правы, что Жора Шпаченко – это именно тот человек, на которого она может всегда положиться, его любовь к ней породило взаимное чувство. В Майкопе у них родились сыновья: в 33-ем – Болеслав, в 41-ом – Евгений. А в трудовой биографии Георгия Шпаченко появился новый объект – строительство Шапсугского водохранилища на реке Кубань.
История распорядилась так, что его поколению пришлось пережить Великую Отечественную войну с фашистской Германией. Георгия Евдокимовича призвали в ряды Советской Армии. Шпаченко попал в один из строительных батальонов Южного фронта, в 39-е армейское полевое строительное управление. Как специалиста его назначили заместителем командира батальона по политической части. В задачу теперь уже военного строителя входило создание оборонительных сооружений – дотов, дзотов и других объектов военного назначения. Строил так называемые «волчьи ямы» – своеобразные замаскированные ловушки, куда на полном ходу, ничего не подозревая, проваливались фашистские танки, самоходная техника с живой силой. Во время боев за Сталинград (1942-1943 гг.) 39-му полевому строительному управлению было поручено строить железную дорогу от Сталинграда до Саратова. Эта дорога имела стратегическое значение. Для сталинградцев она была такой же дорогой жизни, как для ленинградцев в период блокады ледяная Ладога. Строительство шло в очень трудных условиях – нехватка продовольствия, обмундирования, необходимого инструмента и техники. И в таких условиях за 4,5 месяца часто под бомбежкой с воздуха строители проложили 200 километров. И потерь было порой больше, чем на фронте.
Георгию Евдокимовичу Шпаченко поручили выполнение секретного задания. Надо было за четыре месяца соорудить опытное поле танкодрома. Для выполнения этой задачи нужно было только арматурной стали две с лишним тысячи тонн. Вопрос с материалами был решен. Все, что требовалось по проекту, нашлось. Танкодром существует до сих пор.
Приказом МВД Г.Е. Шпаченко был направлен на восстановление народного хозяйства. Пункт назначения – Саратов. Здесь многие промышленные предприятия были повреждены немцами. Восстанавливать их была боевая задача. И кто знает, где было проще и легче: бить врага на фронте или поднимать народное хозяйство в первые послевоенные годы.
На саратовской земле Георгий Евдокимович узнал о масштабном сооружении Цимлянского гидроузла. Загорелся. Не одно письмо отправил Георгий Шпаченко в МВД, прежде чем добился назначения на новую стройку.
В 1949 году Георгий Шпаченко приехал на строительство Волго-Донского судоходного канала, Цимлянской ГЭС. Руководству стройки было понятно, что перед ними человек грамотный, трудоспособный, имеющий за плечами немалый строительный стаж. Он был назначен на должность старшего прораба, через четыре месяца – главным инженером правобережной плотины Цимлянской ГЭС. Елена Ивановна Шпаченко вспоминала: «Какое-то время жили в казачьем курене в Кумшатской. Особенно запомнилось, что тяжело было с питанием. Овощей никаких. Безводье, сушь не позволяли выращивать их. Мясо да куры были нашей едой. Жили в зоне. Слышали стрельбу. За мужа почему-то никогда не боялась. Я довольна была, что к нему относились уважительно. К людям был уважителен и он сам».
Георгий Евдокимович Шпаченко любил ходить пешком по городу, и это неудивительно, ведь ему посчастливилось писать биографию Волгодонска. С 1952 по 1972 годы он начальник стройуправления №1. Начинал строить город с первого колышка, с первого котлована и с первого жилого дома старой части Волгодонска. Трудно перечислить все объекты, которые возводились при участии Г.Е. Шпаченко: это не только жилые дома, но и промышленные объекты: порт, химзавод, комбинат древесных плит, элеватор, ВОЭЗ, кинотеатр «Восток», ДК «Октябрь», школа №7, школа-интернат, спортивные базы. Строил не только объекты города, но и школы во многих близлежащих районах, завод игристых вин в Цимлянске, Рябичёвский винсовхоз.
Все, кому посчастливилось работать рядом с ним, отмечали его способность сплотить вокруг себя людей, зажечь их хорошей идеей. Там, где трудно, там, где начиналось новое большое дело, всегда можно было встретить этого энергичного, неунывающего человека. Народ доверял ему, и 5 марта 1961 года Георгий Шпаченко был избран депутатом Волгодонского горсовета.
Новая страничка трудовой биографии Георгия Евдокимовича связана со строительством «Атоммаша». В 1969 году Шпаченко окончил Высшие экономические курсы руководящих работников предприятий и организаций Ростовской области при Ростовском инженерно-строительном институте и с 1973 года занимался подготовкой рабочих кадров для треста «Волгодонскэнергострой». Был преподавателем, мастером производственного обучения. Почти все строители, работавшие в то время, прошли через трестовский учебный комбинат, созданный Шпаченко. Больше тридцати лет Георгий Евдокимович отдал Волгодонску. Родина по заслугам оценила его труд. Наряду с военными наградами, такими, как медаль «За победу над Германией», уже в мирное время за плодотворный, честный труд он удостоился самых высоких правительственных наград: двух орденов «Знак Почёта» – за строительство Цимлянского гидроузла и города, а еще медали «Ветеран труда». При жизни Георгию Шпаченко было присвоено звание «Почетный гражданин города Волгодонска».
Как председатель городского комитета Фонда мира он вел большую работу среди населения города. За активную работу по созданию мира в 1975 году ему среди шести человек Ростовской области, первому в Волгодонске, была вручена золотая медаль «Всесоюзный фонд мира».
Имя Георгия Евдокимовича Шпаченко часто встречалось в свое время на страницах местной городской прессы. Ведь он так и не оставил мечту писать. Писать начал еще с довоенного времени, сотрудничал со многими газетами, рабкоровский стаж – более полувека. В нашем городе начинал в «Колхозной правде», которая стала потом «Ленинцем», а позже – «Волгодонской правдой». Он был внештатным корреспондентом, автором заметок, очерков, статей о стройке и ее проблемах, о коллегах-строителях, а позже и о своих учениках. Заслужил в свое время звание «Почетный рабкор Дона», был лауреатом премии имени Гришина и Погодина, лауреатом других творческих премий.
Георгий Евдокимович Шпаченко умер 30 января 1998 года. В канун 50-летия города, в сентябре 2000 года, в честь увековечивания выдающихся горожан в доме № 4 по Морской, где проживал первостроитель города, была установлена мемориальная доска, выполненная скульптором Е.Е. Дердиященко.
Всего, что сделано Георгием Евдокимовичем только в нашем городе, хватило бы не на одну жизнь, и справедливо, что теперь одна из улиц Волгодонска названа его именем.
Татьяна СКАКУНОВА, старший научный сотрудник эколого-исторического музея
Фото из архива Александра ТИХОНОВА