В мире наблюдается тревожная тенденция – растет число детей с инвалидностью. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) среди детей в возрасте от 0 до 14 лет 95 млн живут с инвалидностью, 13 млн страдают тяжёлыми формами расстройств.

Сегодня в Волгодонске в детских садах, школах и центрах дополнительного развития получают образование 128 детей-инвалидов, 968 детей с ОВЗ, 298 детей имеют статус дети с ОВЗ и инвалидностью.

О том как в учреждениях образования Волгодонска организована работа с детьми-инвалидами и детьми с особыми возможностями здоровья, рассказала начальник управления образования города Татьяна Самсонюк.

Ранняя диагностика и ранняя адаптация – главное условие успешного развития особенных детей

Для выбора образовательного маршрута ребенка-инвалида и ребенка в ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит комплексное обследование детей, на основании которого определяет образовательную программу, виды помощи узких специалистов.

В 2019 году в комиссию обратились родители 691 ребенка, в том числе родители 77-и детей – инвалидов. Для 585 детей определены адаптированные образовательные программы, а родители 106 детей получили рекомендации по дальнейшему развитию, обучению, воспитанию детей. Кроме того, специалистами Центра «Гармония» с детьми с ОВЗ и инвалидностью проводятся логопедические, психологические, физкультурно-оздоровительные занятия, занятия учителя – дефектолога.

Образование для детей с ОВЗ и инвалидностью начинается в дошкольных образовательных учреждениях.

В текущем учебном году в детских садах города функционирует 59 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и ДЦП, которые посещает 781 ребенок. Это дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и ДЦП, с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Самыми востребованными из коррекционных групп являются логопедические, их посещают 653 ребенка.

В детском саду «Тополек» создано 11 групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в которых воспитывается 158 дошкольников в возрасте от 3-х до 7 лет. Кроме того, в еще 19 детских садах города открыто 34 таких группы.

Образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья вот уже 30 лет является детский сад «Парус». Воспитанники детского сада – это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью различной степени, расстройствами аутистического спектра, часто осложненными генетическими и другими заболеваниями. В этом учебном году в детском саду работает 7 групп компенсирующей направленности, в том числе 2 группы кратковременного пребывания для 75 воспитанников. Кроме того, для иногородних детей или нуждающихся, предусмотрена возможность круглосуточного пребывания в детском саду. В каждой группе детского сада работают три специалиста: 2 воспитателя и учитель-дефектолог. В двух группах с 2017 года для сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями развития и (или) деструктивным поведением работают дополнительно специалисты – тьюторы.

В связи с этим в системе дошкольного образования города Волгодонска в детском саду «Журавлик» открыты две группы на 29 воспитанников с задержкой психического развития.

Детский сад «Одуванчик» единственный из дошкольных учреждений Волгодонского и близлежайших районов, специализирующихся на работе с такими детьми с нарушением зрения и слуха. На базе этого детского сада работает группа для детей с нарушениями слуха круглосуточного пребывания.

В детском саду “Колокольчик” создана группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которую посещают 11 детей с ДЦП. Коррекционно-развивающая работа с детьми ведется по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования и реализуется в единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. (медикаментозным, физиотерапевтическим лечением, ЛФК и массажем).

Педагоги дошкольных учреждений осуществляют деятельность в тесном сотрудничестве со специалистами Центра «Гармония», Центра помощи семьям детей с ограниченными возможностями “Содействие” г. Ростова-на-Дону.

Педагогические коллективы дошкольных учреждений строят свою работу в тесном контакте с семьёй. В них работают клубы «Родительские встречи», «Познаем мир вместе»; «Открытое сердце», речевая школа «Моя мама – логопед».

На базе детских садов «Одуванчик», «Парус» функционируют консультативные центры, специалисты которых оказывают консультативную помощь родителям.

В 2019-2020 учебном году в городских школах обучается 188 детей, включенных в базу данных детей с особыми потребностями: 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 94 ребенка с инвалидностью, 50 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 44 ребенка с особыми потребностями обучаются на дому. 144 – в общеобразовательных учреждениях учатся инклюзивно, т.е. находясь внутри детского школьного коллектива. Если у ребенка есть заключение ПМПК, то обучение строится по рекомендованной комиссией адаптированной образовательной программе с использованием рекомендованных учебников. Если заключения ПМПК нет, то ребенок обучается по общеобразовательной программе, как и остальные дети.

В настоящее время особенные дети есть во всех 20 школах Волгодонска. Все педагоги, работающие с данной категорией детей, проходят специальную подготовку.

Дополнительное образование

Для особенных детей в городе Волгодонске доступно и дополнительное образование. В 2019 – 2020 году дополнительные общеобразовательные программы реализуются в 20 общеобразовательных учреждениях и 6 учреждениях дополнительного образования. В 19 школах по программам дополнительного образования занимаются 94 ребенка с особенностями здоровья; в 3 учреждениях дополнительного образования занимается 133 ребенка данной категории с учетом областных учреждений.

В Центре «Радуга» ведется работа по внедрению уникальных педагогических технологий в области дополнительного образования детей с особенностями развития, для этого в учреждении создана доступная среда, учебные кабинеты оснащены специальным оборудованием, современными оргтехникой и тренажерами. Положительные результаты можно отметить в реализации программы «Добро глазами детей. Канис-терапия», «Нейройога: от движения к развитию», «Музыка добра. Музыкотерапия», «Теремок. Сказкотерапия», «Юный кинолог», «Познаем мир», «Маленький художник». Эти программы способствуют формированию навыков общения, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребенка, содействует эмоциональному и психологическому развитию личности ребенка средствами музыкального искусства. На базе Центра создан первый в городе детский инклюзивный театр «Крылья». Кроме того, на базе Центра «Радуга» успешно работает клуб для родителей «Любимый ребенок».

В 2019 году на базе Центра «Радуга» организована летняя оздоровительная площадка «Особенное лето» для 20 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия в творческих объединениях Центра детского творчества «Волшебные ленточки», «Очумелые ручки», «Кожаная пластика», «Золотой завиток», «Казачок», посещают 51 ребенок-инвалид и 39 детей с ОВЗ.

Центр детского творчества на протяжении 20 лет проводит заключительный концерт «Мы учимся жить вместе, и у нас получается» с участием детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

По инициативе и при участии благотворительного фонда «БлагоДарение» в городе создан детский Центр адаптивно-верховой езды «Добрая лошадка». В центре бесплатно, в комфортных условиях, на чистом воздухе проводятся занятия по адаптивно-верховой езде по индивидуальным программам для детей с особенностями здоровья. В 2019 году для 207 детей проведено 1440 занятий по иппотерапии. Всего, с начала деятельности, в Центре «Добрая лошадка» 1254 ребенка бесплатно прошли 6880 коррекционных занятий адаптивно-верховой ездой. Родители, врачи и педагоги отмечают эффективность этих занятий.

Вклад особенных детей в копилку городских побед

На базе Станции юных техников реализуется адаптированная дополнительная общеобразовательная программа индивидуальной подготовки спортсмена-картингиста с нарушением слуха. В секцию картинга мальчик пришел в 2010 году еще ребенком дошкольного возраста и уже в 2013 году получил спортивный разряд. В настоящее время он выступает в соревнованиях класса «Национальный» и показывает очень высокие результаты.

В учреждениях, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту, также созданы условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В СШОР №3 занимаются плаванием с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В группе 88 ребят.

В 2019 году дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью приняли участие в городских, зональных и всероссийских стартах. Шесть ребят стали победителями и призерами чемпионатов и первенств городских и областных соревнований по плаванию.

Дети с ограниченными возможностями представляют Волгодонск и на творческих конкурсах. Выпускник Центра детского творчества Образцового театра эстрадной песни «Веске» стал призёром регионального инклюзивного фестиваля творчества “Я могу!”.Воспитанник музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича – победитель Всероссийского культурно-благотворительного фестиваля детского творчества (организатор фестиваля в 2019- Академия Игоря Крутого); лауреат 1-й степени международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг на встречу!»; победитель международных музыкальных конкурсов.