Все неудачные покупки неудачны по-своему. Случается, что мы оплатили покупку, но нам не доставили ее в срок. Бывает, качество товара не соответствует заявленному. А бывает, что и с качеством все в порядке, но с покупкой мы погорячились. Закон «О защите прав потребителей» защищает нас во всех случаях: мы имеем право на достоверную информацию о товарах, можем требовать возврата денег или неустойку за срыв сроков, а при некоторых покупках закон дает нам право передумать.
В течение 14 дней многие товары можно вернуть, даже если к их качеству нет претензий, но они не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в общем, не радуют. Но есть условие: к моменту возврата в магазин они не должны потерять своего товарного вида, фабричных пломб и ярлыков.
Ряд товаров на этом основании вернуть нельзя: продукты, лекарства, предметы личного пользования (зубные щетки, расчески и т. п.), духи и косметику, ткани и стройматериалы, «по метражу», белье, чулки, носки, одноразовую посуду, бытовую химию и агрохимические средства, мебель, изделия из драгоценных металлов, автомобили, велосипеды и прочий транспорт, технику, на которую установлена гарантия (телефоны, электроинструменты и т. п.), оружие, животных и растения, книги, журналы и другую печатную продукцию.
Если с качеством проблема, вернуть или обменять можно любой товар. Но есть нюансы. Качество продуктов лучше проверять сразу. Как правило, их легко вернуть, если, например, оказалось, что на момент покупки у них истек срок годности. Но если срок годности не вышел, а продукт испорчен, вам придется доказывать, что это произошло по вине изготовителя или продавца, а не из-за того, что вы нарушили условия хранения. Через несколько дней после покупки это практически нереально.
Не выбрасывайте чеки, пока не убедитесь, что с вашими покупками все в порядке, или пока не истекла гарантия. Если чек не сохранился, доказать свои права будет сложнее: придется искать свидетелей покупки.
Если права нарушены
Защита своих прав никогда не была легким делом, и права потребителя не исключение. Конечно, в идеальном случае вам достаточно заявить продавцу или поставщику услуг о своих претензиях. Но нередко с заявления все только начинается, и всегда стоит иметь в виду вероятность того, что отстаивать свои права вам придется в суде.
Бесплатный совет, как лучше поступить в вашей ситуации, можно получить в учреждениях Роспотребнадзора или в обществах по защите прав потребителей. При необходимости их специалисты могут даже помочь вам в составлении иска.
Для облегчения задачи отстаивания прав есть некоторые общие правила.
Если проблему не удается решить на месте, зафиксируйте свои претензии в письменном виде. Напишите заявление в двух экземплярах. Один экземпляр вы отдадите продавцу или поставщику услуги, а на втором попросите поставить отметку о регистрации и оставьте его у себя.
Это стоит делать, даже если вы, к примеру, возвращаете в магазин туфли, а продавец не рассчитывается с вами сразу. Ничего криминального в самом факте нет: закон дает продавцу 10 дней на возврат денег. Просто у вас должен быть подтверждающий документ на случай, если он почему-то не выполнит свои обязательства.
Если проблему не удается решить на месте, зафиксируйте претензии в письменном виде Если ваши права нарушены, не пренебрегайте жалобами в надзорные органы. Надзор за соблюдением прав потребителей – функция Роспотребнадзора. Если вам продали небезопасный товар или ввели вас в заблуждение, имеет смысл жаловаться в это ведомство. Роспотребнадзор, конечно, не суд, и не сможет назначить компенсацию вам ущерба, но он сможет провести проверку в организации, которая нарушила ваши права, выдать ей предписание, оштрафовать или подать иск о ее ликвидации.
За работой банков, страховых компаний, МФО, ломбардов и прочих организаций, которые предоставляют финансовые услуги, следит Центральный банк. В ЦБ имеет смысл жаловаться, если, например, ваш банк пересмотрел условия вклада или незаконно начислил проценты по кредиту, если страховая компания отказывает в продаже полиса обязательного страхования или если ломбард раньше времени продал залог.
Если у вас случился конфликт с банком, есть проблемы с реструктуризацией кредита или возвратом похищенных с карточки денег, попробуйте обратиться к финансовому омбудсмену. Омбудсмен – «общественный примиритель», он помогает банкам и их клиентам договориться без суда.