Неравномерное распределение налогов между бюджетами субъектов страны приводит к росту межрегионального неравенства, к росту неравенства граждан страны, когда одни получают больше благ только по причине того, что родились или смогли переехать в тот регион, где находятся головные офисы крупных компаний. Сложившаяся ситуация, конечно же, не вносит вклад в устойчивое развитие страны.
Тот факт, что в минфине страны публично обсуждается эта проблема, внушает определённый оптимизм.
Однако надо признать, что вопрос о справедливом распределении налогов – с бородой: ему уже более двадцати лет. Из-за того, что проблема не решается, у регионов и городов отсутствуют финансовые источники для развития, а у их руководителей – ресурсы и важный мотив к созданию рабочих мест на территориях, за которые они несут ответственность, а также ресурсы и мотив к конкуренции с коллегами за новых инвесторов, работодателей, за также за создание таких комфортных условий проживания, чтобы в регион и муниципалитет переезжали те, кто работает дистанционно или вахтой в другом регионе. Важнее оказывается конкуренция за федеральные инвестиции, лоббистский навык.
Более справедливое зачисление налога на прибыль организаций предполагает, что налог должен преимущественно зачисляться в бюджет по месту реального производства продукции, а не по месту нахождения дорогих офисов и сотрудников с максимальной заработной платой в компании, как это происходит сейчас.
Конечно, как предлагает Минфин России, важно решить, чтобы за граждан, трудоустроенных по договору удаленной занятости, НДФЛ перечислялся в бюджеты региона и муниципалитета, где они реально находятся – по месту налогового учета физлица и регистрации, в том числе временной. Но, учитывая незначительное количество заключённых договоров об удаленной занятости, такая инициатива похожа на эксперимент, который, конечно, надо провести, но он не решит проблему справедливого распределения НДФЛ.
В настоящее время налог на доходы физлиц зачисляется преимущественно в бюджеты столиц, крупных городов, нефтедобывающих территорий, в которых постоянно, временно или вахтой работает достаточно большое количество жителей малых городов и сел. В то же время по месту постоянного проживания, на малой родине, получают социальные услуги эти же люди, члены их семей, неработающие или работающие за небольшую заработную плату.
В региональный бюджет поступают отчисления в размере 85% от НДФЛ. Оставшиеся 15% – в муниципальные бюджеты.
Таким образом, сумма налога, исчисленная и удержанная работодателем из доходов сотрудников, уплачивается в бюджет по месту учёта организации.
Для этого в платежном поручении необходимо указать код той территории, в чей бюджет должен быть перечислен налог.
Перечислять подоходный по месту жительства каждого работника непросто. Бюджетные счета часто меняются, чем в больше сотрудников из разных городов и районов работает в организации, тем больше будет платежек: 85% в региональный бюджет, 15% — в муниципальный.
Мало того, здравоохранение финансируется за счет взносов на обязательное медицинской страхование. Они также, по-хорошему, должны перечисляться по месту жительства.
Но как быть с вахтовиками? Они проводят значительную часть времени на вахте. В какой бюджет зачислять их подоходных налог?
Кроме того, непонятно, каков будет порядок выяснения места регистрации, постоянного или временного проживания сотрудника работодателем. А если сотрудник не уведомил работодателя о смене места регистрации своевременно, то возникнет недоимка?
А как справедливо поделить подоходный налог между соседними муниципалитетами, в одном из которых живут шахтёры, а в другом добывают уголь? Первому муниципалитету нужны деньги на развитие социальной инфраструктуры, а второму – на содержание дорог, на последующую ликвидацию последствий проведения горных работ.
Алгоритм перераспределения налогов должен стать предметом широкой экспертной и общественной дискуссии.
А когда поддержанный экспертами и принятый обществом алгоритм станет законом, то государственные органы должны обмениваться информацией, а федеральное казначейство должно иметь возможность распределить налог на прибыль и НДФЛ между региональными и местными бюджетами по максимально справедливому алгоритму, без создания дополнительной нагрузки на работодателей, чтобы налоговые доходы получали регионы и муниципалитеты, в которых производится продукция, а также те, где живут работники столичных предприятий, где в школы хотят их дети, где часто посещают учреждения здравоохранения их родители.
К сведению: Напомним, что предложения минфина подготовлены во исполнение поручений президента, сформированных по итогам его послания Федеральному собранию.